Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами нетрадиционных художественных техник
Дуркина Виктория Вячеславовна
Аннотация
Считаю, что в работе учителя начальных классов немаловажным направлением деятельности является изобразительное искусство, как важнейшее средство эстетического воспитания детей, что подчёркивали многие художники, искусствоведы, философы, педагоги, психологи, учёные. Именно уроки изобразительного искусства – один из путей воспитания в детях чувства прекрасного, умения замечать красивое в явлениях природы, жизни людей, человека, в произведениях искусства, потребности отразить увиденное в рисунке. Изобразительная деятельность развивает воображение, художественный вкус, образную выразительную речь.
Развивая творческие способности детей, я выбираю для углублённого изучения темы, связанные с изобразительным искусством. Хочу поделиться опытом своей работы. Может, кого-то заинтересует это направление деятельности, кого-то натолкнет на размышления, а кто-то будет применять в своей практике.
Свою работу в этом направлении я начала с формирования у детей художественных умений: изобразительной грамотности (чувство композиции, умение подбирать колорит, соответствующую форму, составлять пропорции рисунка) и технических умений (умение владеть инструментом, умение регулировать движение, сенсомоторные умения). В процессе работы пришла к выводу, что даже при сформировавшихся изобразительных и технических умениях, у детей возникали трудности в самостоятельном подборе изобразительного материала, выборе композиции рисунка. Дети, в основном, опирались на образец учителя, не всегда проявляли своё творчество, не могли свои задумки перенести в рисунок. Поэтому я решила применять на практике нетрадиционные техники рисования, так как они как нельзя лучше развивают творческие способности младших школьников.
Повышение качества образования педагоги связывают с формированием творчески активной личности, способной самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за рамки стандартной учебной ситуации, анализировать и разрешать возникающие проблемы, — то есть личности, способной активизировать свой творческий потенциал.
Изобразительная деятельность представляет собой такую деятельность, в результате которой человек создаёт новые, оригинальные произведения, имеющие общественное значение. Урок изобразительного искусства – это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребёнка, где он ощущает себя защищённым и свободным в своих суждениях.