Личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы
Белозерова Валентина Александровна
Аннотация: В статье представлен опыт работы учителя русского языка и литературы по повышению эффективности учебного процесса в системе личностно-ориентированного обучения через комплексное использование наиболее рациональных методов и приемов, современных педагогических технологий.
Самое прекрасное зрелище на свете –
это вид ребенка, уверенно идущего
по дороге жизни после того,
как ее показали ему вы.
Конфуций
Показать дорогу жизни… Научить ребят тому, чему должна… А чему именно я должна их научить и как? Эти вопросы я задавала себе, еще учась в ВУЗе, размышляла над ними. И у меня сложились определенные взгляды на мою будущую профессиональную деятельность, которые корректировались и дополнялись с приобретением опыта.
В школу я пришла сразу после института с твердым убеждением, что каждый человек очень раним и жаждет любви и теплоты от других. В наше время банальными кажутся слова «старайтесь видеть в людях хорошее». Но я уверена, что это действительно стоит делать. И тогда ты будешь получать взамен ровно столько, сколько отдашь. С трепетом заглянув в глаза ребенка, увидишь огромный мир его желаний и страха, любопытства и гордости, доброжелательности и недоверчивости, тайн и откровений. И дети тянутся к тебе навстречу, радуясь счастью поговорить, поделиться своими впечатлениями, открытиями и огорчениями. А где, как ни на уроках литературы и русского языка, говорить о таких важных понятиях в жизни каждого человека и всего человечества, соединять эпоху с эпохой и понимать окружающий нас мир с его законами и противоречиями?
К сожалению, XX-XXI-е века принесли человечеству не только выдающиеся достижения, но и трудно поправимые деформации нравственных идеалов и ценностей. Невозможно остановить поток информации, иногда не лучшего качества, который льется на детей и формирует их мировоззрение. Поэтому сегодня роль гуманитарного образования в системе формирования человеческой личности очень велика.
Моя педагогическая концепция основывается на любви к детям. Ее цель — развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию правильных жизненных решений, ощущающий свою человеческую ценность и значимость.