Конкурсы для педагогов

Конкурсы федерального уровня для педагогов, учителей, воспитателей. Профильные и творческие конкурсы для педагогов, учителей: 35000 участников! Присоединяйтесь!

Конкурсы для школьников

Конкурсы для школьников, дошкольников, детей, подростков. Интересные творческие конкурсы. Федеральный уровень участия. Победителей много!

Обобщение опыта

Обобщение педагогического опыта + Свидетельство с отметкой о прохождении редакционной экспертизы. Умение формировать, обобщать и презентовать передовой педагогический опыт - важнейший показатель уровня компетентности педагога.

«Роль разнообразных двигательных игр, физминуток, комплексов упражнений и
кинезиологических заданий в снятии общего мышечного и локального утомления детей младшего школьного возраста в условиях ФГОС второго поколения».

Кирова Анна Михайловна

«Болезнь — это один из способов тела заявить нам о том, что в нашем
сознании присутствует некая ложная идея. Это — свидетельство того, что некоторые
из наших убеждений, действий или мыслей идут нам не на пользу. Тело как бы
обращается к нам с мольбой, взывая: «Пожалуйста, обратите на меня
внимание!»

(Луиза Хей).

Аннотация к материалу.

Перед начальной образовательной школой на сегодняшний день в условиях современного образования и требований ФГОС второго поколения встала важна проблема: организация образовательного процесса с учётом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников, так как именно в этом возрасте закладываются основы знаний, недостаток которых бывает трудно либо невозможно восполнить впоследствии.

Используя в своей работе здоровьесберегающие технологии, каждый учитель должен ставить перед собой ряд задач, а именно:

- Обеспечить каждому ученику возможность сохранения здоровья.

- Сформировать у каждого ребенка необходимые знания, умения и навыки по ведению здорового образа жизни.

- Научить каждого ребенка использовать полученные знания в повседневной практической жизни.

- Укреплять здоровье каждого ребенка во время учебно-воспитательного процесса.

«Профилактика болезни самое разумное лечение» (Силован Рамишвили).

Актуальность темы в условиях современного образования.

Недостаток двигательной активности, на мой взгляд, одна из самых распространенных причин снижения адаптационных ресурсов организма школьника.

В каждом ребёнке таится заложенная природой неуёмная потребность движения. Для ребёнка бегать наперегонки, скакать на одной ноге, подражать движениям окружающих его людей, зверей и птиц столь же естественно необходимо, как дышать.

Потребность детей в движении удовлетворяется на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, подвижных играх, физминутках, динамических паузах.

Учителя в условиях современного образования разрабатывают все новые и новые формы и методы обучения и воспитания.

Физкультминутка, двигательная игра или любой комплекс упражнений — прекрасная возможность для ребенка сделать переход между занятиями, снять эмоциональное напряжение, а также познакомиться со своим телом.

Цели и задачи моей педагогической деятельности в данном направлении.

1. На уроках и во внеурочное время создавать благоприятную атмосферу для обучения и развития ребят.

2. Снимать напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга с помощью физминуток, двигательных игр, динамических пауз и различных комплексов упражнений.

3. Объединять детей в группы, способствовать их сотрудничеству, взаимодействию межу собой.

4. Формировать моральные и нравственные качества у каждого ученика.

5. Давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их в ходе коллективного взаимодействия.

6. Развивать речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы.

7. «Исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка.

8. Предупреждать появления психологических заболеваний.

9. Способствовать выздоровлению.

Ведущая идея опыта и теоретическое обоснование заданной темы.

Многие дети проводят в школе до 70% времени бодрствования. Школа является для таких детей главной средой их жизнедеятельности. Поэтому вполне естественно, что кроме усвоения ребенком определенных знаний, умений и навыков, которые требует образовательное учреждение, школа должна предполагать создание условий учебной деятельности, раскрывающих резервы организма, способствующих росту, развитию и сохранению здоровья.

В последние годы в организации и содержании учебно-воспитательного процесса образовательной школы произошли существенные изменения, которые повлекли за собой интенсификацию учебной деятельности школьника.

Повышенная напряженность вызывает переутомление детей. В досуге учащихся преобладают занятия статического характера. Организационные формы физического воспитания, предусмотренные школьной программой, все еще пока не могут полностью удовлетворить потребность ребенка в движении. Хронический дефицит двигательной активности у учащихся становится реальной угрозой здоровью и нормальному физическому развитию детей.

Единственной мерой предупреждения и ликвидации отрицательных последствий гипокинезии, на мой взгляд, является расширение двигательной активности учащихся, повышение интенсивности физических упражнений, плотности физкультурных занятий, широкое использование подвижных игр, направленных на развитие общей выносливости, обеспечивающих значительный оздоровительный и общеукрепляющий эффект.

В своей практической деятельности на уроках и во внеурочное время я использую подвижные игры, физминутки, кинезиологические упражнения разного назначения, различные динамические паузы, которые ребята очень нравятся.

Подвижные игры имеют ряд преимуществ, используя которые можно оказывать значительное воздействие на все стороны развития ребенка.

Подвижная игра – естественный спутник жизни детей, обладающий великой воспитательной силой.

Каждому педагогу необходимо построить образовательный процесс таким образом, чтобы игровая форма пронизывала урочную и внеурочную деятельность детей. Каждый ребенок с интересом играет, значит, надо использовать игру как самый важный инструмент активизации его познавательных способностей, развития и опыта, как средство пробуждения у школьников умения мыслить, желания познавать мир. Игр мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий. Часто ребенок в игре раскрывается с лучшей стороны, так как именно здесь он оказываются востребованными те положительные качества и знания, которые на уроках и в обыденной жизни е проявляются так ярко или не находят применения.

Таким образом, игра имеет для младших школьников огромное значение и как средство развития личности.

Опыт моей педагогической деятельности доказывает, что утренняя гимнастика, правильно подобранные упражнения мышечной релаксации, физминутки на уроках не только способствуют развитию гибкости, ловкости, выносливости и укреплению здоровья детей, но и воспитывают в них ответственность за себя и товарищей.

Физминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечнососудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Время начала физминутки определяет сам учитель. Физиологически обоснованным временем для проведения физминуток является 15-20-я минута урока. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучить самочувствие детей.

Процесс обучения подвижным играм следует начинать уже с 1 класса. Во внеклассной работе игра должна стать основным средством воспитания младших школьников.

Каждому педагогу следует помнить, что главная задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно, самостоятельно и с удовольствием. Только в этом случае они приучаются сам в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к условиям окружающей среды, находить выход их критического положения, быстро принимать решения и приводить их в исполнение, проявлять инициативу, т.е. школьники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Правильно подобранную, умело и уместно проведенную игру или физминутку следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательного процесса, как и урок.

Гипокинезия – прогрессирующее снижение общего объема двигательной активности на фоне роста психоэмоциональных нагрузок.

Обучение и развитие учащихся начальных классов во многом зависит от методики проведения подвижных игр, так как они занимают значительное место в режиме этой категории детей. Двигательная активность должна быть организована так, чтобы обучение вело к развитию. В результате двигательной активности во время игр у ребенка формируются новые знании, умения и формы поведения, а также и виды деятельности. Поэтому главная задача учителя – стимулировать во время игры двигательную активность учащихся. Особенностью подвижных игр является то, что они проводятся в свободной, непринужденной обстановке и носят коллективный характер. Дети в время занятий активно отдыхают и получают моральное и физическое удовлетворение.

Каждая подвижная игра проводится на уроке строго целенаправленно с установкой на результат. Подвижные игры, составляющие содержание неурочных форм занятий, помогаю укреплять здоровье детей, воспитывают физические и моральные качества ребят. Неурочные подвижные игры весьма разнообразны (игры на перемене, игры на прогулках, на экскурсиях, при проведении предметных кружков).

Кинезиологические упражнения – это упражнения на развитие умственных способностей и физического здоровья детей.

Кинезиологические упражнения оказывают благотворное влияние не только на коррекцию обучения, но и а развитие интеллекта, улучшение состояния физического здоровья и социальной адаптации детей.

В комплексы упражнений включаются растяжки, дыхательные и глазодвигательные упражнения, телесные упражнения и упражнения для развит мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Телесные упражнения развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

Релаксационные упражнения способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Инструментарий моей практической деятельности по достижению поставленных целей и задач.

Развивающие двигательные игры.

«Гонка мячей по кругу», «Зоопарк», «Шишки, жёлуди, орехи», «Ходим в шляпах», «Переправа», «Кто дует сильнее», «Ёжик», «Поймай комара», «Акула», «Белые медведи», «Ель, елка, елочка» и др.

Пример игра «Кто дует сильнее».

Дети сидят на скамейке или стоят. На веревку, подвешенную горизонтально, несколько выше головы ребенка, прикрепить обруч и на ниточке в обруче воздушный шарик. На расстоянии 40-50 см – расположить другой обруч. Задача состоит в том, чтобы ребенок, подойдя к обручу с шариком, глубоко вдохнул воздух через нос, затем, сделав губы трубочкой, с силой подул на шар, направляя его таким образом, чтобы шар долетел до другого обруча.

Контролируется правильность осанки, носового дыхания, спокойное смыкание губ.

Физминутки с комплексом упражнений для снятия общего мышечного или локального утомления.

«Пловцы», «Черпаем море, разводим облака», «Плаваем брассом», «Велосипед» и др.

Пример физминутки «Велосипед».

Сам не едет. Не идет,

Не поддержишь – упадет,

А педали пустишь в ход,

Он помчит тебя вперед.

Ребята должны представить, что стулья превратились в велосипеды. «Выкатить» их на середину класса, поднять ноги и покрутить педали. Повернуть руль.

Упражнения с комплексом дыхательной гимнастики «Дышим с удовольствием».

Пример упражнения 3.

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка.

Дуй! Дуй! Дуй!

И нет цветка.

Встать прямо, руки вытянуть перед собой.

Сделать глубокий вдох и задержать дыхание.

Быстро махнуть руками, делая ими круг назад. Затем такое же движение руками в обратную сторону, все время удерживая дыхание.

С силой выдохнуть через рот.

Проделать очистительное дыхание.

Упражнения для пополнения организма запасами кислорода.

Например.

Вдохнуть полной грудью, затем сделать полный выдох. Повторить 3-4 раза.

Упражнения для тренировки зрения.

Движение глазными яблоками вправо и влево, движение глазными яблоками вверх и вниз, фиксация взгляда на кончике носа, гимнастика для глас с использованием ИКТ, моргание, согревание глаз, массаж биологически активных точек на лице.

Комплексы упражнений для снятия утомления в мышцах кисти.

«Разогревание ладоней», «Поглаживание рук», «Сплетение пальцев за спиной» и др.

Упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета.

«Львица охотится», «Насос», «Жук», «Бабочка, журавль, лягушка» и др.

Комплекс упражнений игрового характера.

«Дождик», Багаж», «Подуй на одуванчик», «Комарик», «Цапля» «Часы: тик-так» и др.

Динамические паузы.

«Дотянись до звезды», «Через кочки и пенечки», «Зайцы в огороде» и др.

Растяжки.

«Снеговик», «Дерево», «Тряпичная кукла и солдат», «Сорви яблоко» и др.

Дыхательные упражнения.

«Дирижёр», «Путешествие на облаке».

Телесные упражнения.

«Мельница», «Перекрестное марширование», «Паровозик», «Робот», «Маршировка».

Упражнения для развития мелкой моторики.

«Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка».

Глазодвигательные упражнения.

«Взгляд влево вверх», «Горизонтальная восьмерка», «Глаз-путешественник», массаж.

Результативность моего опыта.

В школе дети, кроме психологической, получают и большую физическую нагрузку. Быстро утомляясь, они отвлекаются, внимание их рассеивается. Занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала. Наибольшая эффективность от них достигается тогда, когда они по форме и содержанию разнообразны. Они могут проводиться на уроках и переменах. Их могут проводить учителя, старшие товарищи, родители, младшие школьники. Они проводятся по мере уставания детей. При проведении динамических пауз, игровых моментов, физминуток учитель должен учитывать особенности класса, тему урока, основные этапы урока, психологическое состояние детей.

На мой взгляд, для достижения положительного результата каждому педагогу необходимо:

1. Проводить различные упражнения в начале учебного дня и в качестве динамических пауз на уроке.

2. Проводить упражнения ежедневно, без пропусков.

3. Требовать от детей точного выполнения всех заданных движений.

4. Систематически проводить разнообразные упражнения во время стандартной работы на уроке.

Над данной темой я работаю уже 3 года.

Показатель здоровья отдельных учеников изменился в лучшую сторону, снизилось количество пропусков уроков по болезни и т.д.

«Лучше потратить немного времени на физминутку, после чего активность детей возрастает, чем «распинаться» перед спящим классом».

«Сама жизнь по-прежнему остается очень эффективным терапевтом» (Карен Хорни).

Скачать с портала
 

КОНКУРСЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ КОНКУРСЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ