Конкурсы для педагогов

Конкурсы федерального уровня для педагогов, учителей, воспитателей. Профильные и творческие конкурсы для педагогов, учителей. Диплом за два дня! Присоединяйтесь!

Конкурсы для школьников

Конкурсы для школьников, дошкольников, детей, подростков. Интересные творческие конкурсы. Федеральный уровень участия. Победителей много!

Обобщение опыта

Обобщение педагогического опыта + Свидетельство с отметкой о прохождении редакционной экспертизы. Умение формировать, обобщать и презентовать передовой педагогический опыт - важнейший показатель уровня компетентности педагога.

Конкурсы педагогам, учителям, школьникам


Представление и обобщение педагогического опыта


 

 

Эстетическое воспитание детей средствами окружающей природы

Анашкина Надежда Алексеевна

 

Задачи: Воспитывать у детей любовь к природе;

Научить ребенка видеть прекрасное в окружающем мире, видеть гармонию окружающего мира;

Совершенствовать эстетический вкус ребенка;

Развивать творческие способности детей;

Углублять потребность общения с природой, бережного отношения с ней.

“Эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвышаться на ступень эстетического вкуса, приобретенного воспитанием и развитием”

В.Г. Белинский

 

Сказочно и богата природа. Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней. В любое время года она открывает свои прелести по разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке.

 

Каждый из нас имел счастье однажды в детстве замереть от нечаянно увиденного чуда в природе. Это может быть весной, когда солнце уверенно шлет своё тепло остывшей земле и она, нежась и оттаивая от зеленого холода, покрывается легким паром.

 

Иногда в детстве, встретившись с таким чудом, хочется перенести его домой, чтобы оно было рядом. Но, осуществив свой замысел, губишь цветок. Огорчению нет предела! Но урок запомниться надолго.

 

Все эти чувства человек должен пережить в детстве, чтобы потом, с накоплением жизненного опыта и знаний они укреплялись в нас, преобразуясь в понимание красоты леса, поля, цветка природы в целом, в чувство прекрасного. “А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями”- эти слова К. Ушинского как нельзя лучше говорят о значении природы в жизни человека. Впечатление от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношения человека к природе своего края. Долг взрослых воспитать в детях способность испытывать радость от общения с природой, которая может стать основой бережного отношения ко всему живому на Земле. К.Д. Ушинский писал “Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать… ”

 

Природа с её удивительным разнообразием обладает неисчерпаемыми познавательными и воспитательными возможностями. Ценность природы разнообразна — это природа как среда обитания,

 

познавательная ценность, практическая ценность природы, оздоровительно-­гигиеническая ценность природы, нравственная ценность природы и эстетическая ценность природы. Человек получает удовольствие от пребывания в природе, испытывает приятные чувства от единения с ней, от общения с другими живыми существами. Наблюдая природные явления, человек наполняется положительными эмоциями и чувствами. Свои впечатления он стремиться передать в красиво оформленных предметах быта, в общении с людьми, передать в произведениях искусства: писатели пишут рассказы, поэты — стихи, художники — картины, композиторы — музыкальные произведения. Эстетическое воспитание предполагает наличие широкого кругозора ассоциаций, возникших на основе опыта. Чем больше ребенок накапливает знания о природе, тем богаче ярче становиться его воображение, без которого немыслима творческая деятельность. На развитие и проявление творческих способностей детей существенное влияние оказывают четыре основных фактора: непосредственное наблюдение живой природы, подкрепление этих представлений уточняющими беседами, просмотр картин и иллюстраций, знакомство с лучшими поэтическими образцами описания природы. Уровень эстетического воспитания определяется не тем, что ребенок говорит о правилах поведения в природной среде, а тем как он выполняет правила. Нужна организация чувственного познания природы в разных видах деятельности: труда в уголке природы, продуктивной деятельности с природным материалом, коллективного общения на природе.

 

С этой целью я провожу экскурсии в природу, как однодневные, так и многодневные. Перед экскурсией в парк, в лес, на речку знакомлю детей с элементарными правилами поведения на природе, провожу различные тесты “Как нужно относиться к природе”, разбираем проблемные ситуации, которые могут возникнуть. Рожденная в споре истина глубже и прочнее запомниться детям, чем запрет ”Не трогай“. Ребенок должен не только знать, но и понимать правила своего поведения в природе, необходимость их выполнять: он будет тихо и спокойно идти по лесу, если поймет, что шум беспокоит и пугает лесных обитателей, сам он их не увидит и не услышит ничего интересного, потому что всё живое попрячется. Объясняю детям, что кое-как разложенный костер оставляет черный след на земле: здесь даже при благоприятных условиях 3-5 лет не растет трава. На ветвях, опаленных жаром, листья скручиваются, желтеют и опадают раньше времени. Перестают “работать” и корни, перегретые кострищем. Иначе в сознании детей может пустить первые ростки жестокая мысль: «на наш век хватит”, значит, можно лакомиться картошкой, испеченной на корнях дерева, разбрасывать на месте привала мусор, который так просто собрать в пакет и вынести из леса. Душу детей должна глубоко тронуть картина, запечатлевшая следы варварского поведения, которые превращают лесные поляны, полные тайн и чудес, в мёртвый пейзаж.

 

Обращаю внимание на цветущие деревья и кустарники, на жужжание пчёл, на яркую пёструю лужайку с порхающими бабочками, на пение птиц.

 

Дети легче воспринимают красоту натуральных пейзажей, чем изображение в живописи. Предлагаю детям по-новому увидеть окружающие их предметы, дать пищу для игры воображения. В деревьях дети могут увидеть человека- великана или гордого жирафа, а в облаках сидящую или летящую птицу. Велика роль экскурсий, походов в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания и порой с этой красотой не хочется расставаться. Сорванный цветок, пойманную бабочку или жучка хочется принести домой. Занятие это не только приводит к сокращению полезных насекомых, но и способствует формированию нежелательных черт личности. Всю эту красоту можно сделать из природного материала. Находясь в лесу, на берегу реки дети собирают разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе.

 

Природа огромная мастерская для творчества. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой. Изготовление игрушек поделок из природного материала — труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того, чтобы дети охотно занимались им, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание A.C. Макаренко. Он указывал, что материалы ближе всего к человеческой деятельности, «из материалов человек создает ценности и культуру… В игрушке материале есть много реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии”. Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если в начале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность. В группе постоянно работает Творческая мастерская, где каждый ребенок может изготовить поделку своими руками. Труд с природным материалом развивает сенсомоторику — согласованность в работе глаза и руки, умственное развитие, мышление, внимание, любознательность, т.к. в этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

 

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления поделок, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой поделки, очень важны для общего развития, труд по изготовлению игрушек, сувениров, панно из природного материала способствуют развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Постепенно у него формируется такие качества как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Каждая выполненная работа одобряется мной, это окрыляет ребят, побуждает их к выполнению новых поделок, и за каждую новую работу они берутся с большим эмоциональным подъёмом. Выполненные работы дети дарят друг другу, украшают группу, свою комнату, выставляют на выставках.

 

Хотя детские работы далеки от совершенства, но в них, как правило, много выдумки, фантазии, старания. Важно совершенствовать эстетический вкус ребенка, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в его деятельности. Естественно мои дети неодинаково усваивают трудовые умения и навыки, которым я обучаю, но у них есть интерес, они любят трудиться, и кто знает, может быть, интерес к ручному труду, пробуждаемый мной в детях, с возрастом не угаснет.

 

Детское творчество отражает окружающий мир, природу, как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы. Эмоционально-творческое настроение и эстетические чувства у детей пробуждает поэзия. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребенку увидеть волнующую прелесть белоствольных березок, пестрых лугов, еловых хороводов и испытать радость от прекрасных встреч окружающим миром.

 

Использую лирику A.C. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова, С. Есенина — это помогает глубже и эмоциональней принимать красоту родной природы. Живое наблюдение природы подготавливает восприятие её в стихах, картинах. Посещаем выставки местных художников, в чьих произведениях дети узнают те места, где мы побывали с ними. Знакомясь одновременно с иллюстрациями и поэтическими произведениями, дети реально представляют различные способы передачи выразительности образов и стремятся многие воспроизвести это в своих рисунках. Дети могут создавать творческие рисунки и не только на основе наблюдений природных явлений. При проведении с ними целенаправленной работы по развитию воображения и знакомить их при этом с поэзией, то лирические образы природы обязательно будут присутствовать в любом детском рисунке, обогащая и дополняя его характерными деталями.

 

В формировании эстетического вкуса важна роль участия самих детей в создании красоты. Для постоянного общения детей с растениями, в группе создали “Зеленый уголок”, который украшает группу, доставляет удовольствие детям. Ребята ухаживают за растениями, следят за чистотой цветочных газонов, подставок для горшков, принимают участие в обсуждении, как лучше расставить цветы, внося новшества, например на первый план выставляют растение с только что распустившимися цветами, с помощью обрезки придать несколько иную форму цветку. Небольшое изменение заставляет детей вновь обратить внимание на привычные предметы, увидеть обновлённую красоту.

 

Само по себе общение с природой не формирует эстетический вкус, важно чтобы дети умели видеть красоту окружающей природы, умели её воспринимать и передавать это в своих чувствах, рисунках, работах.

Скачать с портала

 

КОНКУРСЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ КОНКУРСЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ