Эффективность и действенность инновационных педагогических технологий в преподавании физики в условиях сельской школы.
Малючева Елена Владимировна
Обобщение опыта работы учителя физики МБОУ Зелено-Рощинской ООШ Бугульминского муниципального района Республики Татарстан Малючевой Елены Владимировны по теме: «Эффективность и действенность инновационных педагогических технологий в преподавании физики при переходе на стандарты нового поколения в условиях сельской школы».
Создание «общества, основанного на знаниях» — такую цель провозгласили главы европейских государств и правительств. Подчеркнута необходимость всемирного развития национальных систем образования и улучшения его качества. Нет сомнения в том, что преодоление недостатков обучения молодежи и решения задачи построения общества, основанного на знаниях, особенно актуальны для России, экономику которой трудно вывести из кризисного состояния без научно-технического прорыва в ведущих отраслях производства, без людей, располагающих необходимыми для этого знаниями. В настоящее время проявляется тенденция к снижению образованности и общей культуры нашей молодежи. Ученые в ряде исследований отмечают, что именно в сложных экономических ситуациях и возникает особый прорыв в развитии содержания образования, появляются новации, возрастает творческий потенциал учителя. Он находит новые возможности в работе, новые технологии в преподавании, вынужден нестандартно решать возникающие проблемы, находить новые перспективы и выстраивать исключительно нестандартный путь к ним.
Перед учителями физики, как и перед другими учителями, стоит важная задача: сообщить обучающимся определенную сумму знаний, развить их умения и навыки, научить демонстрировать полученные знания и умения, применять их на практике, развить творческие способности. При этом каждый учитель в рамках своей школы должен выработать свою систему обучения, пригодную для себя, для своих учеников. Некоторые элементы методики можно позаимствовать у своих коллег, но система должна быть своей. Четко выраженная методика, которую из года в год можно обогащать и обеспечивает успех дела.
Я владею разнообразными традиционными и нетрадиционными формами, приемами и методами организации и проведения педагогического процесса, умею рационально применять их в своей обучающей деятельности. В своей работе я успешно использую знание возрастных, физиологических и психологических особенностей своих воспитанников, их интересов, склонностей и способностей. Я проявляю творчество и инициативу.
1.Наиболее эффективными формами моей работы являются организация и проведение повторительно-обобщающих уроков в нетрадиционной форме.
Такие уроки проводятся с применением игровых технологий. Как показывает практика, современные школьники не хотят заниматься воспроизведением текста учебника или рассказа учителя, они проявляют явное стремление к активной деятельности, в том числе к играм
Мною разработаны модели таких уроков на первой ступени обучения физики, т.е. 7,8,9 классы. Цель создания такой методики: выявление оптимальной для развития личности обучающегося подходов в процессе обучения модели интегрированного и дифференцированного подходов. Ожидаемые результаты:
- оптимальное развитие личности обучающегося;
- высокое качество приобретаемых знаний, умений и навыков;
- формирование целеустремленности для продолжения образования в старшей школе.
Такие уроки проводятся в виде познавательной игры «Устами учеников», путешествия в сказку, КВНа (конкурса внимательных, находчивых), уроков путешествия в страну, физической игры. Эти уроки позволяют систематизировать пройденный материал, обобщать его, ликвидировать пробелы в знаниях, способствуют более глубокому усвоению материала, помогают ученику найти дорогу к научным и техническим идеям, воспитать устойчивый интерес к физике. Такие уроки дают возможность каждому ученику продемонстрировать свои знания, умения и навыки, развивают положительную учебную мотивацию.
Конечно, подготовка таких уроков дело достаточно трудоемкое, но оно стоит того. Ведь активно развивается творческий потенциал ученика, большая самостоятельность и одновременно формируется целый ряд личностных качеств: умение брать на себя ответственность за выполненную работу, способность критически анализировать результаты своей деятельности, умения работать в коллективе, соперничать, разделять ответственность, подчинять свои желания общим интересам. Такие уроки положительно воздействуют на эмоциональную сферу обучающихся.
Эти уроки отличает четкое определение целевых установок, нестандартный творческий характер, целесообразное использование наглядности и ТСО, разнохарактерность заданий, творческие задания (например: «Мастер–сочинитель», «Соавтор школьного задачника», «Реклама», «Мое первое изобретение», «Физика и танцы» и другие), дифференцированный подход к обучающимся.
Структура этих уроков такова:
- сообщение темы, целей урока, вида урока;
- повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений;
- повторение и обобщение понятий, усвоение соответствующей системы знаний;
- повторение и систематизация основных и теоретических положений и ведущих идей науки;
- подведение итогов урока;
- домашнее задание.
Эти уроки пользуются большой популярностью среди обучающихся. Они с большим желанием участвуют в них, проявляя свою творческую активность.
На второй ступени обучения 10-11 классы происходит усложнение процесса познания. В этих классах повторительно-обобщающие уроки провожу в форме семинаров, конференций, круглых столов, презентаций. Например, «Конференция о радио, телевидении и связи», семинарское занятие «Столетовские чтения», деловая игра «Презентация транспортных компаний» и другие. Эти уроки продолжают формирование и развитие познавательных интересов обучающихся и самообразовательных навыков, на них создаются оптимальные условия для самовыражения, самореализации и самоопределения обучающихся в различных видах познавательной и творческой деятельности, происходит формирование психологической и интеллектуальной готовности старшеклассников к профессиональному и личностному самоопределению, обеспечивают развитие теоретического мышления и высокого уровня общекультурного развития.
Методические разработки повторительно-обобщающих уроков физики7-9 классы опубликованы во Всероссийском журнале «Современный урок» № 19,20 2007 год, № 1,2 2008 год, диск, размещены на сайте Всероссийского Интернет-педсовета, размещены в социальной сети работников образования.
С методическими разработками данных уроков принимала участие во Всероссийском конкурсе «Урок года-2007». Была награждена Дипломом участника конкурса. С работой «Нетрадиционные формы повторительно-обобщающих уроков физики с использованием технологии развивающих и деловых игр и компьютерных технологий» принимала участие в I Всероссийском конкурсе «Организация учебно-воспитательного процесса, научно-исследовательской, методической и экспериментальной работы в образовательных учреждениях». Стала победителем этого конкурса.