Методы диагностики и прогнозирования результативности учебного труда младшего школьника
Чистякова Елена Викторовна
Аннотация
Давно стало крылатым высказывание Л.С. Выготского о том, что «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития», т. е. обучение должно осуществляться в зоне ближайшего развития ребенка. [5]
В ходе работы по УМК Н.Ф. Виноградовой приходится постоянно отвечать на вопросы: по какому принципу разделить класс на три разноуровневые группы? Каким образом правильно дифференцировать учебный материал? Как научить детей способам самостоятельного постижения знаний? С помощью каких методов осуществлять контроль учебного труда младшего школьника? На десятки подобных вопросов приходится отвечать себе, прежде чем прояснится схема завтрашнего урока.
Практика подтверждает: нельзя достигнуть высоких результатов, не изучив предварительно предпосылки, обеспечивающие успех дела.
Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие успешной работы с классом. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получить, по возможности, реальную и наглядную картину развития ребенка, его способности наблюдать, анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать предметы. Как ребенок включается в работу, какова степень развития его волевых качеств, самоконтроля? Особенно актуально это звучит сегодня, когда учитель определяет степень развития основных качеств умственной деятельности ученика.