Трудовое воспитание учащихся в процессе преподавания математики через решение задач с региональным компонентом
Фебенчукова Елена Викторовна
Аннотация
«Изучение математики без должной связи с жизнью,
без наглядности мешает развитию логического мышления,
снижает уровень математической подготовки…»
Маркушевич А.И
Для овладения и управления современной техникой и технологией нужна серьезная подготовка, включая активные знания по математике. Наличие знаний не означает, что они являются активным запасом учащихся, что ученики способны применять их в различных конкретных ситуациях. Эта способность формируется в процессе целесообразного педагогического воздействия.
Задача педагога – обеспечить приобретение школьниками таких знаний, на которые они смогут широко опираться в трудовой и общественной деятельности. Подобный уровень математической подготовки достигается в процессе обучения, ориентированного на широкое раскрытие связей математики с окружающим миром, с современным производством.
Возможность таких связей обусловлено тем, что:
• многочисленные математические закономерности, изучаемые в школе, широко используются в производственных процессах;
• математические умения и навыки находят применение в производственном труде;
• процесс трудового обучения и воспитания немыслим без опоры на математические знания.
Связь преподавания математики с практической деятельностью помогает понять жизненную необходимость знаний, приобретаемых в школе. Немаловажное значение имеет связь преподавания математики с трудом в сельской школе. Так как трудовая деятельность связана с сельскохозяйственным производством.
Я учитель сельской школы уже 30 лет. Сельская школа является одним из основных очагов просвещения, воспитания и духовного воздействия на всех сельских жителей. Свое воздействие на дела хозяйства, сельская школа оказывает, воспитывая и подготавливая новое сельское поколение, в том числе и молодые кадры для сельского хозяйства. Я создала программу факультативного занятия по математики в 6 классе и сборник задач для этой программы. Задачи из сборника широко применяю на уроках математики.
Часть задач, содержащихся в школьных учебниках, может быть отнесена к задачам с практическим содержанием. Однако ни один учебник не может раскрыть многообразие связей школьного курса с производственным трудом, поэтому приходится дополнять предлагаемые в учебнике системы упражнений составленными задачами.