Формирование у детей старшего возраста осознанного отношения к личной безопасности на улице
Борисова Елена Александровна
Аннотация
Данный опыт обусловлен тем, что ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом на территории Костромской области за 9 месяцев 2013 года остается сложной и вызывает серьезную обеспокоенность. В настоящее время зарегистрировано 56 дорожно-транспортных происшествия с участием детей в возрасте до 16 лет (+24,4% к аналогичному периоду прошлого года), в которых 59 детей получили ранения разной степени тяжести (+18%) и 2 несовершеннолетних погибли. По неосторожности самих детей количество ДТП возросло с 19 до 25 (+31,6%) к аналогичному периоду 2012 года. Почти треть дорожно- транспортных происшествий с участием несовершеннолетних приходится на период времени с 18 до 23 часов , в этот временной промежуток 50% пострадавших составляют дети- пешеходы, а с 14 до 18 часов участниками дорожного движения становятся дети- пассажиры легкового транспорта. Самыми распространёнными причинами являются внезапный выход на проезжую часть, переход проезжей части в неустановленном месте или на запрещающий сигнал светофора, выход на проезжую часть из- за препятствий.
Предрасположенность детей к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями их психологического развития, как:
- непостоянство и быстрое истощение нервной системы;
- неспособность правильно оценить обстановку;
- быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;
- процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения;
- потребность движения преобладает над осторожностью;
- специфичность восприятия дорожной ситуации и реакции на приближающийся транспорт;
- отсутствие способности отделять важные факторы от менее важных.
Немаловажными являются и такие факторы как: — недостаток знаний об источниках опасности;
- переоценка своих возможностей;
- стремление подражать взрослым;
- влияние окружающей среды на состояние ребенка (самочувствие, настроение).
В 1995 году в России принят Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», его требования совершенно справедливы: «Обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится общеобразовательных учреждениях различных правовых форм…»(ст. 29,ч.1). Поэтому важно как можно раньше научить детей правильно вести себя на улицах и дорогах, познакомить их с основами дорожного движения. Это необходимо сделать еще до школы, когда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые.
Основная цель воспитательной работы должна заключаться в том, чтобы выработать у детей привычку безопасного поведения на дорогах и расширить представления о проблемах безопасности дорожного движения в целом. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду должно не только уменьшить тяжелые последствия опасного поведения ребенка на дорогах и возможности попадания его в ДТП. Особое внимание следует уделить безопасности дорожного движения таким образом, чтобы они могли приспосабливаться к тем обстоятельствам дорожного движения, с которыми им придется столкнуться в будущем. Эта долгосрочная педагогическая и социальная задача не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все возможные разделы и направления программы воспитания в детском саду.
Обучение правилам безопасного поведения на дорогах должно стать составной частью более широкого воспитательного подхода, призванного обучать детей бережно относиться к основным ценностям жизни и осторожно себя вести не только на дорогах, но и во всех повседневных текущих делах и особенно в отношениях с другими людьми.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, это делает актуальной тему работы «Формирование у детей старшего возраста осознанного отношения к личной безопасности на улице».