Программа методических мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся кружка начального технического моделирования «Я – гражданин России»
Кругликова Ольга Константиновна
Аннотация
Общая характеристика программы:
образовательная область: дополнительное образование детей
профиль деятельности: технический
вид детского объединения, в рамках которого реализуется рецензируемая программа: станция юных техников
адресат: учащиеся от 6 до 14 лет
срок реализации, на который рассчитана программа: 3 года
Актуальность программы и её новизна для системы дополнительного образования детей: становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
Характеристика структуры программы: в пояснительной записке указано основание программы, чётко лаконично даны цели программы, сформулированы задачи для решения поставленных целей, дано ресурсное обеспечение, формы, принципы, этапы и механизм реализации, оценка эффективности и ожидаемые результаты программы. Содержательная часть программы ёмко и полно раскрывает основные направления, темы занятий. Методическое обеспечение программы характеризуется педагогическими, психологическими, организационными условиями, необходимые для получения полного образовательного результата; глубоко раскрывается методика работы над содержанием учебного материала, оценки знаний и умений учащихся. Список литературы недостаточно полный: в методических разработках автора можно найти более современную литературу и источники. Нет рекомендуемой литературы для учащихся.
Полнота программы: в программе выделены все необходимые структурные части, компоненты представленные внутри частей полностью раскрывают части и соответствуют им.
Целостность программы: поставленные цели согласованы с задачами и способами их достижения.
Ведущая идея программы: патриотическое воспитаниепонимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.
Пути её реализации: для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МБОУ ДОД СЮТ сотрудничает с музеями, библиотеками, общественными организациями.Воспитательная работа строится с учётом возрастного критерия. При планировании работы учитываются традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения институциональных, муниципальных, региональных, федеральных конкурсах.
Язык и стиль изложения материалов: все разделы программы чётко сформулированы, ясно и понятно изложены темы, присутствует доказательность, логичность, последовательность изложенного материала.
Соответствие программы специфике дополнительного образования детей: программа способствует стимулированию познавательной деятельности обучающегося; развитию его коммуникативных навыков; созданию социокультурной среды общения; развитию творческих способностей личности обучающегося; поддержанию стремления к самостоятельной деятельности и самообразованию; творческому использованию жизненного опыта ребёнка; профессиональному самоопределению обучающегося.
Характеристика приложений к программе, их содержательность: в программегражданско-патриотического воспитания «Я — гражданин России» предоставлены: -приложение методических материалов, разработок занятий то данной теме, состоящее из подразделов с разработками воспитательных мероприятий, мультимедийного сопровождения в виде презентаций и слайдов; — приложение с результативностью по применению программы, где раскрыты в подробном плане все проведённые воспитательные мероприятия, показаны результаты достижений в виде грамот; фотоотчёт о наиболее значимых проведённых выставках.
Рекомендации: программа гражданско-патриотического воспитания «Я — гражданин России» обладает практической значимостью, поскольку способствует решению задачи программно-методического обеспечения образовательного процесса, являясь учебно-методическим документом; предназначена для воспитательных и обучающих занятий теоритического, практического, комбинированного характера. Предназначена для педагогов, педагогов-психологов, воспитателей, социальных работников. Рекомендуется пересмотреть список литературы и используемых источников. Заключительный вывод: При соблюдении авторов определённых педагогических условий, данный опыт может функционировать в системе дополнительного образования детей любой направленности. Форма изложения и содержания соответствует той категории читателей, к которой данное пособие адресовано. Возможна организации обобщения и распространения представленных в программе передовых педагогических идей в учреждениях дополнительного образования детей.