Рубрика «Статья» (2013 год)
Применение метода моделирования при коррекции лексико-грамматического строя речи детей с общим недоразвитием речи
Автор: Кузнецова Маргарита Борисовна, учитель-логопед, ГБДОУ ЦРР – детский сад №24, г. Санкт-Петербург
Целевая аудитория: дети 6-7 лет (подготовительная к школе группа)
Аннотация: В данной статье представлены наглядно-графические модели частей речи. При разработке моделей использовались знакомые детям геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники и овалы) разного цвета, размера и расположения на плоскости. Применение таких моделей, как мне представляется, делает довольно сложный процесс коррекции лексико-грамматического строя речи детей с тяжелым нарушением речи более интересным, доступным, т.е. оптимизирует коррекционную работу учителя-логопеда в массовом детском саду и делает ее наиболее эффективной.
Формирование у учащихся навыков учебно-исследовательской деятельности
Автор: Федорова Елена Юрьевна, учитель географии и экономики, ГБОУ СОШ №53, г. Санкт-Петербург
Целевая аудитория: учителя географии
Аннотация: Формирование у учащихся навыков учебно-исследовательской работы я применяю при подготовке команд к районным конкурсам, приуроченных к Международному дню Земли: интеллектуальная игра по роману Даниеля Дефо «Робинзон Крузо; брейн-ринг «Бонистика в географии»; конкурс УИР, посвященный естествоиспытателям жившим и работавшим в нашем городе. Систематизировав действия учащихся на примере конкретной работы, мы передаем им опыт, которым они могут воспользоваться на других учебных предметах и, что более важно, уже самостоятельно. Именно на примере подготовки к районному брейн-рингу предлагаю отследить основные этапы и методы учебно-исследовательской работы с учащимися.
Формирование УУД у младших школьников в процессе исследовательской деятельности
Автор: Акимова Ирина Павловна, учитель начальных классов, МАОУ СОШ №40, г. Томск, Томская область
Целевая аудитория: учитель начальной школы
Аннотация: Федеральный государственный образовательный стандарт в основе своей методологии предполагает системно-деятельностный подход в обучении и воспитании школьников. Принцип системно-деятельностного подхода заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Личностно-ориентированное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в свете ФГОС
Автор: Санникова Нэля Владиславовна, воспитатель, ГБСКОУ АО «СКОШИ YI вида», г. Астрахань, Астраханская область
Целевая аудитория: педагоги коррекционных школ, школ-интернатов
Аннотация: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам образования. ФГОС второго поколения строится, во-первых, на деятельностном подходе, который предполагает: «…разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности…»
Во вторых новый стандарт нацелен и на усиление воспитательной работы. В этих условиях всё большее значение приобретает личностно-ориентированное воспитание. Личностно-ориентированное воспитание -это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Особую роль личностно ориентированное воспитание приобретает при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье даётся краткая характеристика личности таких детей и особенности работы с ними в современном образовательном пространстве, проводится мысль, что в руках педагогов достаточно возможностей для того, чтобы сделать из ребёнка с ОВЗ полноценную личность и просто счастливого человека. Отношение к такому ребёнку можно выразить формулой: «Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже».
Обогащение опыта эмоционально — нравственных отношений к миру и себе самому на уроках математики
Автор: Козишкурт Надежда Николаевна, учитель математики, ГБОУ РО НОШИ с ПЛП, г. Таганрог, Ростовская область
Целевая аудитория: учителя математики
Аннотация: В данной статье речь идет о дифференциации процесса обучения, которая является наилучшим условием для сохранения здоровья обучающихся, выявления задатков, развития интересов и способностей и обеспечивает результативность. Смысл дифференциации заключается в том, чтобы адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого воспитанника, предъявить соответствующие уровню его развития требования, методы и формы обучения. Главной целью статьи явилось описание организации процесса обучения посредством разноуровневой дифференциации и индивидуализации на основе эмоционально – нравственного отношения к миру и к самому себе.
Дифференцированный подход в учебно-воспитательном процессе на уроках физической культуры
Автор: Качимова Любовь Федоровна, учитель физической культуры, ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Большая Глушица, Большеглушицкий район, Самарская область
Целевая аудитория: учителя физической культуры
Аннотация: Проблема здоровья подрастающего поколения является одной из основных в современной педагогике. Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Какой бы ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья! Укрепление здоровья занимающихся включено в число основных функций возлагаемых на физическое воспитание. Считается, что для выполнения данной функции осуществляется путем систематического вовлечения учащихся в двигательную деятельность всех учащихся.
Вместе весело шагать! Объединение «ДОМиНО» (Добровольное Объединение Молодёжи и Независимых Организаторов)
Автор: Чистякова Елена Викторовна, учитель, МБОУ ВМР «Ермаковская средняя общеобразовательная школа», п. Ермаково, Вологодская область
Целевая аудитория: педагоги и старшеклассники
Аннотация: Сегодня пытаясь реализовать демократическую основу воспитания молодёжи, мы считаем, что по своей сути и содержанию общественное объединение молодёжи – сфера, благоприятная для осуществления этих целей.
Создание объединения не самоцель, а организационное средство решения актуальных проблем. Главное в деятельности объединения его повседневная работа, реализация программ и проектов.
Программа кружка «ДОМиНО» является лидерской. Она объединяет молодых людей общим делом, даёт уверенность в возможности воздействовать как на свою судьбу, так и на судьбу общества. Лидерская программа даёт подросткам полезные и необходимые навыки поведения, общения и совместной работы.
Проблема «блоковости» при обучении орфографии и пунктуации в среднем звене школы
Автор: Моршинина Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы, МАОУ «СОШ№11», г. Усть-Илимск, Иркутская область
Целевая аудитория: учителя русского языка и литературы
Аннотация: В данной статье представлены разработки некоторых форм работы с «блоками» при изучении отдельных тем русского языка в среднем звене. В школьную программу давно введено понятие «крупные блоки». Это такое объединение изучаемого материала, в основе которого лежит общая идея, единое основание для их сочетания и соединения. И здесь существуют два пути подачи изучения материала как совокупности взаимосвязанных частей целого:
1) разовое изложение материала в виде правил и их системы,
2) обобщение и систематизация материала по мере его прохождения, подведение к восприятию его как завершающей стадии изучения.
Подходы к обобщению могут быть разными и в зависимости от темы, и в зависимости от класса, в котором работает учитель. В сильных классах ученики с удовольствием сами обобщают материал, а на уроках вместе вносят коррективы. Это позволяет использовать все виды памяти при восприятии и усвоении материала.
Описанные пути и средства изучения, обобщения и систематизации орфографических и пунктуационных правил обеспечивают осознание частей как единого целого, усвоение основ орфографии и способствуют формированию умений и навыков.
Личностно-ориентированный подход к воспитаннику посредством применения технологии портфолио в воспитательной работе
Автор: Рычков Алексей Петрович, воспитатель, ГБОУ РО «Неклиновская общеобразовательная школа-интернат с первоначальной лётной подготовкой», г. Таганрог, Ростовская область
Целевая аудитория: учителя, воспитатели, родители
Аннотация: Статья может быть полезна учителям, воспитателям и родителям, так как рассказывает о том, как использовать портфолио в качестве стимулятора творческой деятельности школьников. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с обучающимися.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) понимаются не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций обучающегося, но и как процесс развития личности, формирования духовно-нравственной, социальной и семейной культуры. Проблема состоит в том, что для реализации личностных достижений обучающихся требуется контакт с ними не только на уроках общеобразовательного и специального обучения, но и общение во время внеурочной деятельности. Основная задача: Раскрыть способности каждого ученика, воспитать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение и воспитание должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации.
Главной целью воспитательной работы школы является создание социально-педагогической среды, способствующей сохранению естественных механизмов развития подростков, в которой формируются его потребности к саморазвитию и самореализации.
Организация учебного процесса с использованием информационно- коммуникативных технологий и цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка
Автор: Репина Лариса Ивановна, учитель английского языка, МАОУ «СОШ № 11», г.Усть-Илимск, Иркутская область
Целевая аудитория: для любой аудитории
Аннотация: Современные технические средства это не только новый подход к процессу обучения, но и новые формы преподавания. Организация учебного процесса с использованием ИКТ и ЦОР выражается в учебных и личностных достижениях учеников, поскольку нацелено не на простое запоминание информации, а на активную интеллектуальную деятельность учащихся. Применение цифровых образовательных ресурсов способствует максимальному погружению ученика в языковую среду и помогает практическому овладению иностранным языком. Помимо этого применение информационных технологий позволяют учащимся проявлять свою творческую активность, развивает стремление к познавательной деятельности. Индивидуализация и дифференциация учебного процесса становится проще при применении различных образовательных цифровых ресурсов.
Использование современных педагогических технологий во внеурочной деятельности при изучении грамматического материала (на примере рифмовок и стихов) с одаренными детьми
Автор: Бянкина Валентина Петровна, учитель английского языка, МАОУ «СОШ № 11», г.Усть-Илимск, Иркутская область
Целевая аудитория: начальная школа
Аннотация: Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования. Учителю необходимо так организовать деятельность учащихся, чтобы способный, одаренный ученик развивал не только способности, но и свою эрудицию, память, ум, речевую культуру, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, которые являются непременными спутниками создания ситуации успеха у учащихся.
Для этого необходимо использовать приёмы работы над грамматическим материалом, позволяющие избежать однообразной, механической тренировки на уроке. Одним из таких приёмов является использование креативных заданий с поэтическими и музыкальными произведениями.
Из опыта работы обучения шахматной игре в начальной школе
Автор: Гольдштейн Григорий Михайлович, педагог дополнительного образования, МАОУ «СОШ №12», г. Пермь, Пермский край
Целевая аудитория: педагоги дополнительного образования, родители, учителя начальной школы
Аннотация: Статья может быть полезна учителям начальной школы и родителям, так как рассказывает о том, как использовать шахматы в качестве стимулятора творческой деятельности школьников. Благотворное влияние на формирование универсальных учебных действий оказывает шахматная игра. Педагогам дополнительного образования будет также интересен опыт коллеги.
Готовимся к Педагогическому совету
Автор: Полякова Елена Ивановна Зам.директора по УВР, МКОУ «СОШ№15», п.Светлый, Мирнинский р-н, РС(Я)
Целевая аудитория: заместители директора школы
Аннотация: Подготовка педсовета – это кропотливая работа по созданию творческой, свободной обстановки, всестороннего обсуждения вопроса. Эффективность и действенность педсовета прямо пропорционально зависит от того, насколько правильно спланирована работа по подготовке : выделены этапы, оговорены их сроки, четко представлена цель каждого этапа, планируемый результат, роль каждого из участников, а так же ответственных.
Внеурочная деятельность учителя, направленная на формирование исследовательской компетенции учащихся
Автор: Галиакбарова Алина Нуровна, учитель английского языка, МБОУ СОШ №18 им.В.Я.Алексеева, г.Сургут, ХМАО-Югра
Целевая аудитория: педагоги
Аннотация: В статье рассмотрена внеурочная деятельность учителя, направленная на формирование исследовательской деятельности учащихся. Показано, что исследовательская деятельность учащихся играет важную роль при обучении английскому языку. Основная задача учителя – это научить учащихся самостоятельно добывать и перерабатывать информацию через исследовательскую деятельность. Эта задача требует целенаправленного развития исследовательской компетентности школьников, способствующей укреплению его потребности в познании. Таким образом, исследовательская деятельность по сути своей предполагает активную познавательную позицию.
О родительском авторитете
Автор: Томашевская Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ Вершинотёйская СОШ, пос. Вершина Тёи, Аскизский р-он, Республика Хакасия
Целевая аудитория: классные руководители и родители
Аннотация: Воспитание ребёнка, несомненно, начинается в семье, именно семье принадлежит ведущая роль в этом вопросе. В статье рассматривается одна из важных составляющих воспитания детей в семье – родительский авторитет, от которого зависит успех воспитания. Вашему вниманию представлены несколько типов родительского авторитета, рассмотренных на конкретных примерах воспитания.
Самостоятельная работа как средство развития способностей учащихся
Автор: Щеголева Татьяна Александровна, учитель химии, МАОУ «СОШ № 11», г.Усть-Илимск, Иркутская область
Целевая аудитория: 8 класс
Аннотация: В условиях внедрения ФГОС при формировании универсальных учебных действий (УУД) необходимо развивать такие личностные качества, как активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества можно развить в процессе самостоятельной учебной деятельности на уроке, поэтому в своей работе считаю важным развивать самостоятельность учащихся, организацию их сотрудничества в процессе обучения.
Использование сенсорной комнаты для сохранения психологического здоровья детей
Автор: Ермолаева Елена Александровна, воспитатель, МБДОУ №8 «Якорёк», г. Снежногорск, ЗАТО Александровск, Мурманская область
Целевая аудитория: педагоги ДОУ, родители
Аннотация: В наше стремительное время возрастают не только интеллектуальные нагрузки, но и нагрузки на эмоциональную сферу детей. В этих условиях очень важно сохранить психологическое здоровье детей, поэтому растёт потребность в качественном психологическом сопровождении участников образовательного процесса. В данной статье представлены задачи ДОУ по сохранению психологического здоровья детей с помощью сенсорной комнаты, а также выявлены категории детей, наиболее нуждающихся в её посещении.
Проблемы современного образования в России в социокультурном контексте
Автор: Мельникова Ляйсан Фанзиловна, учитель английского языка, МБОУ «СОШ №8», город Октябрьский, Республика Башкортостан
Целевая аудитория: учителя и администрация школы
Аннотация: Образование играет очень важную роль в жизни индивида и общества. Благодаря образованию в жизни индивида происходят социализация. Именно поэтому решение проблем образования имеет столь актуальный характер. Все чаще сталкиваемся с несоответствием между сложившейся системой школьного образования и формирующимися общественными потребностями. Образование – это процесс, от которого зависит будущее нации. Именно поэтому особенно важно решать эти проблемы, связанные с этой сферой общественной жизни.
Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка
Автор: Ягавкина Наталия Николаевна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ ООШ с. Старая Кармала, Кошкинский район, Самарская область
Целевая аудитория: методические рекомендации могут быть использованы учителями-словесниками на уроках русского языка в школе
Аннотация: В своей работе я хочу представить систему заданий и упражнений, которые, при системном подходе, позволят сформировать коммуникативные универсальные учебные действия. Приведу примеры практических заданий, которые не только интересны по форме и содержанию, но и направлены на развитие коммуникативной компетенции. Разнообразные упражнения помогают мне организовать работу на уроках на основе сотрудничества, воспитать у школьников внимание к слову, научить правильно, точно употреблять средства лексической выразительности в речи.
Интеллектуальные игры на уроках литературы
Автор: Бугайлишкайте Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №11, Североморск, Мурманская область
Целевая аудитория: учителя русского языка и литературы
Аннотация: Игра — самое любимое, самое естественное и полезное занятие детей, потому что она дает им более широкий опыт общения, чем рассказы и книги, и при этом щадит там, где не стала бы щадить жизнь. К сожалению, дети сейчас больше тяготеют к телевизору и компьютерным играм. Но только интеллектуальная коллективная игра по-настоящему поможет им развить свои способности, подготовиться к жизни, к общению с людьми. Если учитель хочет не впихивать с разными ухищрениями знания, а научиться организовывать самостоятельную работу учеников, то надо начать с игры.
В статье рассматриваются различные виды интеллектуальных игр: «Литературный хоккей», «Литературный суд», «Своя игра», «Эрудицион». Во второй части статьи приводится сценарий литературной игры по творчеству А.П.Чехова для учащихся 7 класса.
Использование компьютерных технологий во внеклассных мероприятиях
Автор: Райская Ольга Вячеславовна, воспитатель, МКСКОУ «Каширская специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат VIII вида», д. Корыстово, Каширский район, Московская область
Целевая аудитория: материал будет интересным и полезным педагогам и родителям
Аннотация: В наше время компьютер не редкость, большинство информационных ресурсов сети Интернета можно использовать не только на уроках по предметам, но и во внеурочной деятельности. Во многих видах внеурочной деятельности тесно переплетаются такие услуги Интернета, как вещательные, так и поисковые, интерактивные и информационные. При комплексном использовании возможностей компьютерной сети, можно добиться действительно превосходных результатов.
Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера сейчас необходимы каждому человеку независимо от профессии. Все это предъявляет качественно новые требования к общему образованию, цель которого – заложить потенциал обогащенного развития личности, воспитывать поколение, готовое жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами новых информационных технологий, умеющее работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами.
Практическое применение новой педагогической технологии “Развитие критического мышления”
Автор: Макулина Ольга Александровна, учитель английского языка, МБОУ лицей № 27, г.Брянск
Целевая аудитория: учителя английского языка
Аннотация: В данной статье рассматривается новая педагогическая технология « Развитие критического мышления средствами чтения и письма». Её практическое применение на уроках английского языка при помощи стратегий «Чтение с остановками» и «Техника задавания вопросов». В статье рассматривается два приема, разработанных этими стратегиями. Предлагается практическое занятие с их использованием по теме «Вредные привычки».
В своей работе я использую элементы исследования на уроках английского языка по методике , разработанной И.О.Загашевым.
Изучая тему «Развитие критического мышления средствами чтения и письма» , я поняла, что стратегию «Чтение с остановками» удобно сочетать с другой «Техника задавания вопросов» по системе Б.Блума.
Сегодня мне хотелось бы остановиться на двух приемах. Это — «Дерево предсказаний» и «Ромашка Блума».
Роль учреждений дополнительного образования в социализации детей и подростков
Автор: Фокина Гульнара Сайфулловна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД «Дом детского творчества», с. Иглино, Иглинский район, Республика Башкортостан
Целевая аудитория: педагоги УДО
Аннотация: Автор данной статьи рассматривает влияние дополнительного образование на самоопределение школьников в условиях их перехода к предпрофильному и профильному обучению. Считает, что развитая сеть учреждений дополнительного образования детей помогает ребёнку обрести себя в интересном деле, в творческом общении со сверстниками и взрослыми, способствуют тому, чтобы юный человек стал грамотным, полноценно развитым, социально полезным.