Конкурсы для педагогов

Конкурсы федерального уровня для педагогов, учителей, воспитателей. Профильные и творческие конкурсы для педагогов, учителей. Диплом за два дня! Присоединяйтесь!

Конкурсы для школьников

Конкурсы для школьников, дошкольников, детей, подростков. Интересные творческие конкурсы. Федеральный уровень участия. Победителей много!

Обобщение опыта

Обобщение педагогического опыта + Свидетельство с отметкой о прохождении редакционной экспертизы. Умение формировать, обобщать и презентовать передовой педагогический опыт - важнейший показатель уровня компетентности педагога.

Фортепианный ансамбль как форма развивающего обучения

Меньшова Наталья Александровна

 

Аннотация

 

В работе описывается опыт проектной деятельности преподавателя по классу фортепиано районной школы искусств, направленный на поиск  и комплексное использование наиболее эффективных форм музыкального обучения детей. В представленном проекте рассматривается фортепианный ансамбль – как одна из таких форм.

 В настоящее время в системе  ДМШ и ДШИ наблюдается постепенная переориентация от профессионализации начального музыкального обучения к массовому музыкальному образованию. Имеется в виду тот факт, что музыкальная школа сегодня  призвана обучать практически всех желающих детей, вне зависимости от их природных данных. Поэтому особую актуальность приобретает проблема комплексного и всестороннего развития каждого ребёнка средствами музыки. Принципиально важно это ещё  и потому, что преобладающая часть учащихся детской музыкальной школы не ориентирована на дальнейшее профессиональное музыкальное образование.

Охватывая значительный пласт детей, музыкальная школа в последнее время часто сталкивается с многочисленными трудностями:  наличие у учащихся психологических  комплексов, проблем со здоровьем нестабильность контингента, отсутствие современных методик массового музыкального обучения, учитывающих социальные, психологические, возрастные особенности развития детей.  Далеко не секрет, что дети, которые проявляют недостаточные музыкальные данные, нередко имеют проблемы в нервно-двигательной сфере, в сфере общения и социализации. Задача педагога в этих случаях  — не обойти стороной имеющиеся проблемы, постараться помочь в их решении, используя богатый арсенал музыкального обучения и воспитания. Мы обязаны учить всех, причём учить так, чтобы для каждого ребёнка, вне зависимости от его природных данных и возможностей, обучение приносило радость и удовольствие. В дневниках гениального пианиста А.Гольденвейзера есть удивительная фраза, звучащая и по сей день невероятно актуально: «Почти каждый человек, за исключением глухих от рождения, обладают в той или иной мере музыкальностью и способностью ее развивать. Поэтому, чем шире сеть музыкальных школ и чем распространеннее учение музыке, тем лучше. Но я думаю, что в построении педагогического процесса в музыкальных школах мы недостаточно различаем понятия – общее музыкальное воспитание и обучение музыкантов. Музыке нужно учить всех в той или иной форме и степени, а воспитывать профессионалами – музыкантами не только не всех, но лишь очень немногих».

Главная задача преподавателя состоит в том, чтобы иметь наготове неиссякаемый запас увлекательных возможностей, с помощью которых можно научиться этой интересной игре – играть на инструменте.

Одной из таких интересных и увлекательных возможностей является игра в фортепианном ансамбле. В ансамбле с огромной силой проявляется действие одной из важнейших социально-психологических функций музыкального искусства – коммуникативной. Роль общения в ансамбле возрастает до уровня духовных, личностных взаимоотношений. Помимо развития профессиональных музыкальных умений и навыков, игра в ансамбле не в меньшей степени учит понимать партнера, прислушиваться к нему. Занятия в ансамбле сближают учащихся, развивают в них чувство взаимопонимания и взаимной поддержки. Именно такой творческий коллектив решает проблемы воспитания профессиональных и личностно-коммуникативных качеств каждого участника ансамбля в отдельности.

Ансамбль как форма обучения незаменим и для создания положительной мотивации к музыкальной деятельности. Не секрет, что совместное музицирование вызывает у детей неподдельный интерес, а, как известно, мотивация является мощным стимулом в работе. Поэтому ансамблевое музицирование способно значительно повысить заинтересованность учащихся, способствовать установлению благоприятной педагогической атмосферы на занятиях, созданию ситуации успешного исполнения музыкальных произведений. Испытав радость успешных выступлений в ансамбле, учащийся начинает более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя-солиста. Можно сказать, что ансамбль обладает ещё и большим стимулирующим эффектом.

Это положение особенно актуально для учащихся  как младших, так и старших классов. В младших классах  у детей  еще недостаточно развиты музыкально – технические навыки для сольногомузицирования.  Поэтому участие в концертных ансамблевых выступлениях является одним из мощнейших стимулов поддержания интереса к дальнейшему обучению. В подростковом возрасте актуальность ансамблевого музицирования объясняется  острой потребностью этих детей к общению (прежде всего со сверстниками). Все эти особенности делают  восприимчивыми к ансамблевому музицированию как виду совместной деятельности детей самого разного возраста.

Учитывая все перечисленные  достоинства ансамблевого музицирования и современные требования к образованию, мы взяли за основу проекта именно эту тему. Мы предположили, что  ансамбль может стать наиболее эффективной  развивающей формой обучения. Наличие ансамбля не отменяет индивидуальных занятий по специальности. Но занимаясь в ансамбле, ребёнок уже по-другому начинает заниматься на индивидуальных занятиях. Педагогический проект получил название «Ступеньки мастерства». Он имеет методико-образовательную направленность и рассматривает фортепианный ансамбль как форму развивающего обучения.

 

Скачать с портала>>

 

КОНКУРСЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ КОНКУРСЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ