Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных приемов рисования
Белокудренко Светлана Сергеевна
Аннотация: Рисование необычными материалами и нетрадиционными приемами позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. А эмоции — это и процесс, и результат художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует или волнует ребенка. Изобразительная деятельность не только интересна для него, но и очень важна и полезна во многих отношениях. Она позволяет дошкольнику передать свои впечатления от окружающего мира, тем самым способствует развитию его творческих способностей. Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованны и требуют теоретической и экспериментальной проверки в условиях ДОУ. Проблема изучения и развития творческих способностей средствами нетрадиционных приемов рисования не была поставлена и не решалась в теории и практике дошкольного художественного образования.
Педагогические условия для решения постановленной проблемы заключаются в создании художественно-эстетической развивающей среды в ДОУ и в переподготовке педагогических кадров, способных к использованию многообразия художественных техник с целью эффективного развития творческих способностей детей. Доступность использования нетрадиционных приемов рисования определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.д., но, в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополняет художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п. Можно использовать на занятиях по изобразительной деятельности музыкальное сопровождение, что способствует созданию выразительного художественного образа. Развивая творчество детей, решается целый ряд задач эстетического и духовного развития личности. Важное место отводится формированию разнообразных эстетических чувств (чувства формы, цвета, композиции) и художественного вкуса.