Формирование нравственных добродетелей как компонента нравственности у старшеклассниц (на примере ОШИ ГЖИ пос. Елыкаево)
Корнева Татьяна Владимировна
Аннотация: Нравственное воспитание личности — один из наиболее важных и трудных разделов теории и практики воспитания подрастающего поколения. Оно относится к сложной и тонкой сфере человеческих отношений и осуществляется под влиянием широкого потока различных воздействий — людей, жизненных явлений, целенаправленных воспитательных влияний. Нравственное воспитание способствует приобщению подрастающего поколения к накопленному обществом моральному опыту, формированию нравственного сознания, развитию нравственных чувств, выработке навыков и привычек нравственного поведения (1).Наиболее острой проблемой воспитания нравственности наблюдается в молодежной среде возраста 15-18 лет. В силу своей эмоциональной и физиологической уязвимости, особенно сильно ощущают конфликт между современными моральными устоями и внутренним содержанием старшеклассницы. У современной девушки возникает вопрос о смысле и содержании такого понятия, как женская нравственная добродетель.
Фемининные качества морали ХХ, а особенно ХХI века – изящная игривость, кокетливость, агрессивность, сексуальная доступность – сместили, в известной мере, акцент эталона женственности - невинности и целомудрия — в противоположную сторону. В общественное сознание привносится мысль о бессмысленности нравственной заботы о сохранении девушкой целомудрия. Популяризируются телепередачи, пропагандирующие беспорядочные добрачные половые отношения (теле-проект «Дом-2», ток-шоу «Интуиция»). Хранение девства высмеивается с экрана телевизора, в интернет-сети, в среде подростков.
В соответствии с изменившимися социально-экономическими условиями развития России, в обществе сформировалась установка на то, как должна выглядеть и вести себя девушка. Не секрет, что поведенческая составляющая формируется подражанием за телевизионными кумирами. Следовательно, нельзя винить девушек в желании соответствовать стандартам поведения, принятых ими через СМИ. Ориентация поведения старшеклассниц на социально одобряемые аморальные поступки воспринимается ими как нравственная норма. Присущие современным девушкам нравственные качества сформировались под влиянием СМИ и в соответствии с их ролевой ориентацией, сложившейся в современном российском обществе.
Парадокс современной ситуации в вопросе нравственности в том, что социально одобряемыми становятся не нравственные добродетели (положительные черты), а нравственные пороки (отрицательные черты). Зачастую старшеклассница копирует стереотип поведения одной из героинь популярного ток-шоу и считает подобное поведение социально одобряемым, а значит, нравственным.
Причинами падения нравственности в среде старшеклассниц можно назвать: низкий уровень развития социально-экономической культуры общества, влияние средств массовой информации, недостаточная сформированность воспитательной политики в обществе, учитывающей современные реалии, отсутствие моральной и материальной поддержки педагогов, эффективно осуществляющих нравственное воспитание подростков, влияющих на мотивацию педагогов, организационно-педагогические «перекосы» в воспитании с преобладание «развлекательного» воспитания в учреждении, недостаточная компетентность педагогов в вопросах содержания и технологий нравственного воспитания, низкий уровень сформированности нравственных знаний, отношений, проявления нравственных качеств в поступках и поведении педагогов и воспитанниц, высокая самооценка старшеклассницами наличия нравственных качеств.