Проектная деятельность как основа активизации процессов самообразования и саморазвития учащихся.
Коровина Наталья Геннадьевна
Аннотация
Представленный педагогический опыт «Проектная деятельность как основа активизации процессов самообразования и саморазвития учащихся» может быть использован учителями-предметниками и классными руководителями общеобразовательных учреждений. В результате организации проектной деятельности учащихся я выявила наиболее эффективные типы проектов с учетом возрастных особенностей учащихся, выработала систему поэтапной подготовки проекта, определила место учителя и ученика на каждом этапе проектной деятельности, разработала критерии оценки электронной презентации проекта.
Актуальность и перспектива опыта. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Развитие личности в системе образования обеспечивается за счет использования в учебно-образовательном процессе современных педагогический технологий. На мой взгляд, именно проектная технология способствует реализации системно-деятельностного подхода, овладению обучающимися универсальными учебными действиями, создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.
Проектная технология, которую можно рассматривать как надежный путь кардинального повышения качества обучения, т. к. она:
- позволяет сделать учение осмысленным, обеспечивает ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;
- направлена на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяет сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего;
- обеспечивает возможность управления познавательной и учебной деятельностями посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения;
- обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования путем осуществления последовательного перехода к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности;
- обеспечивает возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.