«Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников через геометрический материал на уроках математики и занятиях факультативного курса «Путешествия по стране Геометрии»
Хрыкова Елена Валерьевна
Аннотация
«Если бы ребёнок раньше овладел понятиями и доступными ему способами действий в виде «интуитивной геометрии», то он смог бы более глубоко усвоить смысл теорем и аксиом, которые ему объясняются позднее».
Дж. Брунер
Целью обобщения педагогического опыта является самоанализ и са-мооценка моей деятельности в период с 2008г по 2012 год.
Главным объектом моей педагогической деятельности была проблема изучения геометрического материала в начальной школе. А предметом исследования был процесс формирования наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников геометрическими средствами обучения.
Цель исследования: проанализировать путём исследования влияние изучения геометрического материала на формирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления учащихся 1 ступени.
Задачи исследования:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме.
2.Формирование и развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, пространственного воображения младших школьников; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач через изучение геометрического материала на занятиях факультативного курса «Путешествия по стране Геометрии».
3. Освоение детьми основ геометрических знаний, формирование первоначального представления о геометрии.
4. Воспитание интереса к науке геометрии, стремления использовать полученные геометрические познания в повседневной жизни.
5. Подготовка младших школьников к усвоению систематического курса геометрии.
Актуальность педагогического опыта:
Школьный курс геометрии всегда был и остаётся одной из проблемных «точек» методики преподавания математики. В разное время высказывались различные суждения по поводу изучения геометрии и её места в системе школьного образования. Несомненно, то, что диалектиче-ское единство двух противоречивых тенденций – развитие логики и развитие интуиции, которые мы наблюдаем в геометрии – делают эту дисциплину уникальной и необходимой для изучения.
Одной из основных идей концепции школьного математического образования является приоритет, развивающий функции обучения ма-тематики, что требует учёта в процессе обучения наиболее чувственных к развитию определённых компонентов мышления периодов и опоры на личностный опыт учащихся. Таким сенситивным периодом для развития образных компонентов мышления является младший школьный возраст. Систематическое изучение геометрии как отдельного предмета начинается с 12 – 13 лет, когда непосредственный интерес ученика к этому предмету уже на излёте. Ученик ощущает разрыв между его личным жизненным геометрическим опытом и тем, с чего начинается любое систематическое изложение геометрии.
Поэтому, по мнению многих учёных, педагогов и психологов, уже в начальной школе необходимо начинать изучение этой дисциплины.
С элементами геометрии ученики начинают знакомиться в 1 классе. Геометрический материал даётся в дополнение к арифметическому. Соответственно, геометрическому материалу в начальной школе не уделяется должного внимания.
Программа по математике в начальных классах является органи-ческой частью курса математики в средней школе. В настоящее время существует несколько программ обучения математике в начальных классах. Можно выделить обязательный минимум содержания основных образовательных программ по математике, и, конкретно, по изучению геометрического материала в начальной школе.