Социальное закаливание и подготовка к будущей жизнедеятельности сирот и оставшихся без попечительства детей.
Чигрей Галина Павловна
Основная цель в воспитании детей детского дома это социальное закаливание и подготовка к будущей жизнедеятельности. Для этого необходимо решить много важных педагогических задач. Это задачи нравственного, этического и трудового воспитания. В начальных классах основные задачи были нравственного воспитания. Необходимо было научить детей правильно вести себя в группе и в общественных местах. Научить общаться друг с другом, с взрослыми, уметь слышать и слушать взрослых и друг друга. Для этого проводили много бесед. «Я иду в гости», «Как вести себя в библиотеке», «К нам идут гости». Игровые: «Мы за столом», «Кнам зашли соседи», «Что я могу хорошего сказать о своём товарище» и.т.д. Обсуждали поступки хорошие и плохие. Много проводили индивидуальных бесед. Знакомили с правилами этикета. «Кто кому уступит место». «Я веду беседу». «Как решить спор?». «Как правильно кушать то или иное блюдо» и т. д.
Проводили много игр которые способствовали знакомству и сплочению детей, развитию важных качеств личности детей-умение понять состояния другого, наблюдательность и внимание, создавать эмоциональный фон общения, доверительность и доброжелательность отношений. Это игры «Пары», «Верю не верю», «С завязанными глазами», «Спина к спине», «Зеркало».
Постепенно приучали детей самостоятельно контролировать своё поведения на улице, в общественных местах. Вначале отпускали подгруппу детей более ответственных одних на прогулку, затем через некоторое время выходили с остальными, затем время самостоятельной прогулки увеличивали. Но детей конечно контролировали, выходили проверяли, назначали организатора, предлагали провести какие либо игры.
Приучали детей делать покупки в магазинах. Вначале ходили с детьми, смотрели какие цены тех или иных товаров советовали, что и как можно купить, или делали покупки при детях. Затем уже самостоятельно отправляли детей за покупками, подгруппами или индивидуально.
Теперь наши дети самостоятельно ходят на спортивную секцию, девочки в танцевальный кружок в клуб Железнодорожников, которые находятся на небольшом расстоянии от детского дома.
Знакомим детей с приготовлением несложных блюд. Во время подготовки к дню рождения или к празднику привлекаем детей к приготовлению бутербродов, салатов и сладкой выпечки. Учили, как правильно нарезать овощи и другие продукты. Дети помогали заводить тесто, взбивать яйца, варить крем, украшать, стряпать вафли, пироги, оладьи. Во время чаепития дети заваривали чай.
Наряду с нравственными и этическими задачами решаем задачи трудового воспитания. По прежнему большое место в трудовой деятельности занимает труд по самообслуживанию. Приучаем детей следить за чистотой своего тела, чистить зубы, мыть лицо и руки, подстригать ногти, ухаживать за волосами другой личной гигиене. Для этого используем статьи из книги «Энциклопедия для девочек и мальчиков» Приучили следить за своей одеждой, Научили стирать носки, трусы, колготки и другие личные вещи. В старших классах пользоваться стиральной машинкой (сортировать бельё, управлять режимом стирки). Учу детей утюжить бельё и одежду, чистить обувь, следить за порядком в шкафу. Для того, чтобы дети приобрели навыки штопки и шитья ведём в группе ручной труд. Учим детей вязать крючком. Уже 4 ребёнка могут вязать самостоятельно себе подследники, небольшие коврики, салфетки. При шитье мягкой игрушки дети изучают различные швы: обметочный, подрубочный, потайной, шов назад иголкой. Учу вязать спицами, почти все дети связали себе носки и рукавицы. У Попова Серёжи проявились большие способности по ремонту мебели, и мы это стараемся развивать, всё ,что сломается в группе привлекаем ремонтировать Серёжу , даже воспитатели других групп приглашают его собирать и ремонтировать мебель.
Важную роль продолжает играть хозяйственно-бытовой труд, который теперь носит более самостоятельный характер. Научили детей заправлять кровать, следить за чистотой в помещении. Учим правильно мыть пол, двери, косяки, панели чистить ванну, раковину. На данном этапе главная задача воспитать у детей умение самостоятельно планировать свою и коллективную работу, распределять обязанности, подбирать инвентарь и бережно пользоваться им, осуществлять самоконтроль. Для этого завели график уборки групочных помещений небольшими подгруппами. А в этих подгруппах дети сами распределяют обязанности. После выполнения работы идут проверять выполнения и дети сами дают оценку работы. Стараемся привить у детей привычку ежедневной уборке жилого помещения, желание жить в чистоте и порядке.
Благодаря проделанной работе, привития навыков самообслуживания, социальное закаливания и подготовка к будущей жизнедеятельности, дети смогут легко адаптироваться в дальнейшей самостоятельной жизни вне детского дома.