Организация научно – исследовательской работы с учащимися на занятиях интеллектуального клуба как метод социализации личности
Герасимова Наталия Борисовна
Современное развитие гуманитарного образования предусматривает последовательный процесс развития личности, направленный на формирование системы научно-практических знаний и умений, ценностных ориентации, которые могли бы позволить ученику активно функционировать в качестве полноправного члена общества, гражданина своей страны. Тенденции последнего десятилетия в развитии образования отчетливо свидетельствуют о серьезных изменениях прежде всего содержательной стороны. Это наглядно проявляется в отходе от принципов так называемого «научного рационализма», как стиля мышления, когда знание в узкой предметной специализации рассматривалось как самоценность.
Говоря о происходящих изменениях в гуманитарном образовании следует иметь в виду прежде всего перемены концептуального характера. В этой связи представляется возможным выделить 4 приоритетных направления: ориентация на целостное восприятие современной социокультурной среды; гуманизация, как способ формирования представлений о непреходящем значении человеческих ценностей, взаимосвязи мировых событий и процессов, происходящих на уровне природы и общества; экологизация, как необходимое условие понимания значимости идеи самосохранения перед угрозой глобальной катастрофы; информатизация, которая может выступать в качестве инструмента сохране-ния и развития интеллектуального потенциала общества.
Среди первоочередных задач, стоящих перед современным образованием, можно выделить задачу, связанную с подготовкой ученика к профессиональному умственному труду. Один из путей решения данной проблемы заключается в активном введении учеников в научную деятельность, осуществляемую в рамках интеллектуального клуба или научного общества учащихся.
Успешно решить практические вопросы, связанные с формированием и развитием познавательной активности учеников, невозможно без анализа теоретических исследований. В разработку различных аспектов формирования творческой мыслительной деятельности, познания, активности внесли большой вклад ученые-философы (А.Т.Здравомыслов, С.М.Каган, Б.М. Кедров, П.В. Капнин). Работы Л.С.Выготского, С.Л. Рубинштейна, Л.И. Леонтьева, посвященные изучению проблемы личности и деятельности, позволили раскрыть понятие активности личности, показать зависимость ее развития от внешних и внутренних факторов. (Л.И.Божович, Н.Ф.Добрынин и др.). Дидактический подход к процессу формирования познавательной активности школьников освещается в исследованиях ученых-педагогов И.Я.Лернера, М.А. Данилова, Б.П. Есипова. Исследования Л.И.Божович, И.С.Кона, А.В. Мудрика, Л.И. Уманского дают возможность наиболее полно представить психологический портрет старшеклассника, выделить новообразования психики, которые благоприятствуют в первую очередь познавательной активности. Значительный интерес для работы представляют исследования А.З. Иоголевича, предметом изучения которых является воспитание познавательной активности старшеклассников в на-учных кружках внешкольных учреждений.