Конкурсы для педагогов

Конкурсы федерального уровня для педагогов, учителей, воспитателей. Профильные и творческие конкурсы для педагогов, учителей: 38000 участников! Присоединяйтесь!

Конкурсы для школьников

Конкурсы для школьников, дошкольников, детей, подростков. Интересные творческие конкурсы. Федеральный уровень участия. Победителей много!

Обобщение опыта

Обобщение педагогического опыта + Свидетельство с отметкой о прохождении редакционной экспертизы. Умение формировать, обобщать и презентовать передовой педагогический опыт - важнейший показатель уровня компетентности педагога.

«Развитие речи учащихся  на уроках русского языка»

 

Листкова Валентина Александровна

 

Аннотация
Развитие связной речи – одна из главных задач уроков русского языка. Школьная программа основными видами работ по развитию называет изложение и сочинение. Однако не все ученики понимают, осмысливают, запоминают и воспроизводят текст. Чтобы понимать и полноценно воспроизводить текст, ученик должен достаточно свободно осуществлять элементарные мыслительные операции анализа и синтеза, контролировать собственные способы мышления и уметь сосредотачиваться на выполнении конкретного задания. Это умеют далеко не все школьники даже в старших классах, и именно систематическая работа над комплексным анализом текста поможет им понимать, осмысливать, воспроизводить художественный текст. Текст дает возможность не только для развития связной речи учащихся национальной школы, но и способствует расширению их кругозора и эрудиции.

 

Среди основных целей, на достижение которых должно быть направлено изучение русского языка в средней школе, названо «развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; овладение умением моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения». Одним из актуальных аспектов обучения русскому языку в средней школе является  развитие речи учащихся.

 

Актуальность темы обусловлена необходимостью совершенствования речи учащихся для пополнения словарного запаса школьников, обогащения речи изобразительными средствами, значимостью развития у школьников интереса к урокам русского языка.  Актуальность темы диктуется еще и тем фактом, что сегодня в процессе итоговой аттестации учащимся на ЕГЭ и ГИА предлагаются задания по анализу текста и выявлению в нем различных языковых средств изобразительности.

 

Практическая значимость работы состоит впривитии навыков развития речи учащихся  на уроках русского языка с 5-го класса.Не секрет, что на сегодняшний день речевая культура испытывает сильный натиск жаргона и заимствованных слов. Речь наших детей стала бедна. Увиденное с экранов телевизоров порождает языковую распущенность, речевой хаос и бессмыслицу. Конечно, с этим надо бороться, но не установлением запрета, а поиском эффективных путей по формированию языковой личности, действенных средств и методов работы по развитию речи, речевой культуры и речевого творчества. Выдвинута гипотеза: если использовать методику развития речи, то речевая культура учащихся будет на достаточно высоком уровне: они будут  уметь передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать, утешать. Мы пока только мечтаем о выпускнике школы, который умел бы общаться, умел бы слушать и говорить так, чтобы его слушали; умел бы оценивать чужую и свою речь, умел бы словесно импровизировать и стремился постоянно совершенствовать свою речь.“Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому – то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью”. Эти слова А.И.Куприна кажутся наиболее актуальными сегодня, когда ученикам всё труднее приходится выражать собственные мысли, отвечать связанно на уроках, писать рефераты, сочинения. Методика развития речи учащихся рассматривает  следующие методы развития речи: имитативные, коммуникативные и конструктивные.

 

Проблема совершенствования методов  развития речи школьников становится особенно актуальной в связи с реализацией идей развивающего обучения.  Согласно дидактической классификации И.Я. Лернера выделяются следующие методы обучения: информационно-рецептивный, или объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемный; частично-поисковый (эвристический); исследовательский; творческий. В работе проанализированы  следующие формы работы по развитию речи: сочинение о себе или о своих близких; сочинения, описывающие художественные памятники прошедших эпох;  описание природы и  различных ее уголков; творческое изложение; сочинения по картине; сочинение публицистического характера; сочинения, касающиеся читательских вкусов и предпочтений детей; сочинения собственно литературные; сочинения с грамматическими заданиями и другие. Цель работы: разработать систему уроков по теме «Развитие речи учащихся».

 
Задачи:

1. Обозначить пути решения проблемы  развития и совершенствования устной и письменной речи учащихся.

2. Разработать приёмы  навыков работы с текстом.

3.Систематизировать формы и методы работы по обогащению словарного запаса и  расширения кругозора школьников.
 

Структура работы.

Работа состоит из двух глав.Первая глава посвящена рассмотрению вопроса развития речи учащихся как актуальной  методической и психолого-педагогической проблемы: анализируются  методы и формы  развития речи учащихся на уроках русского языка с позиции  реализации идей развивающего обучения.  Обоснована мотивация  развития речи школьников  в аспектесоздания на уроке речевой ситуации, побуждающей ученика к коммуникации.  Вторая глава  содержит методические рекомендации по работе над изобразительными средствами в свете развития речи учащихся: систему упражнений по обогащению речи учащихся  изобразительными средствами, этапы работы по обогащению речи учащихся   эпитетами.

 
Скачать с портала>>
 

КОНКУРСЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ КОНКУРСЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ