Конкурсы для педагогов

Конкурсы федерального уровня для педагогов, учителей, воспитателей. Профильные и творческие конкурсы для педагогов, учителей: 38000 участников! Присоединяйтесь!

Конкурсы для школьников

Конкурсы для школьников, дошкольников, детей, подростков. Интересные творческие конкурсы. Федеральный уровень участия. Победителей много!

Обобщение опыта

Обобщение педагогического опыта + Свидетельство с отметкой о прохождении редакционной экспертизы. Умение формировать, обобщать и презентовать передовой педагогический опыт - важнейший показатель уровня компетентности педагога.

Развитие эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста

Вайсалова Юлия Владиславовна

 

Свое выступление я хочу начать со слов об эмоциях. Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении. Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходиться налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками. Поэтому девиз мой звучит так: « Мы на свет родились, чтобы радость дарить!».

 

Я хочу поделиться с Вами опытом работы  по теме  «Развитие эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста». Работая в дошкольном образовательном учреждении уже 21 год, столкнулась с одной из самых серьезных социальных проблем,  с которой наверняка сталкиваются многие мои коллеги -  это нарушение коммуникативных навыков и недостаточное развитие эмоциональной сферы детей. Я обратила внимание на то, что эмоциональной сфере ребенка, к сожалению, не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. А технологизация современной жизни, к сожалению, замыкает детей на компьютерах, телевизорах, отсюда серьезные трудности в общении с окружающими.

 

Начав работу по данной теме, я изучила методическую литературу. Особенно ценными для меня оказались справочник дошкольного психолога Г.А.Широковой, а также пособие для практических работников ДОУ Т.А.Данилина «В мире детских эмоций», я узнала, что   именно в дошкольный период особенно активно развиваются психические процессы у ребенка.  Отсюда мы видим и актуальность данной темы.

В своей  работе я поставила такую цель: обогащение эмоциональной сферы ребенка в процессе накопления жизненного опыта и знаний через взаимодействие и познание окружающего мира.
 
Задачи я поставила перед собой такие:
•  обучение детей пониманию себя и умению быть в мире «с собой»;
•  воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении;
• формирование и развитие положительных эмоциональных состояний у детей;
• формирование у детей умений практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами) – средствами выражения эмоциональных состояний;
• выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию и полноценному общению ребенка со сверстниками и взрослыми;
• создание основы для формирования в дальнейшем адекватной самооценки ребенка.
Механизм решения данной проблемы я видела в том, что в  качестве одних  из важных задач  воспитания  должны рассматриваться формирование:
- «умных» эмоций,
-коррекция   недостатков  эмоциональной     сферы.
Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны  не только специалисты психологи, но и педагоги, воспитатели, родители. Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таких занятий состоит в том, что  у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям.
Для этого  я использовала следующие методические средства:
-ролевые игры;
-психогимнастические игры;
-коммуникативные игры.
Своей находкой считаю реквизиты для игр, которые изготовила сама и с помощью родителей «коврики злости и радости», «уголок настроения», «подушка для битья» и др., которые использовала на своих занятиях. (остановиться на одном реквизите подробнее).
Надо отметить, что в психологии существует несколько классификаций эмоций. Одной из них, наиболее удобной является классификация К. Изарда, в основу которой положены фундаментальные эмоции: радость, удивление, гнев, отвращение, страх, интерес, горе, презрение, стыд, вина. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными. Этой классификации я и придерживалась в своей работе. А также в своей работе я  использовала эмоционально-символический метод Дж. Аллона в частности групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали и т.д.  Этот метод я реализовывала с помощью следующих упражнений:
-коммуникативные упражнения;
-игры-драматизации;
- дидактические игры;
- пальчиковую гимнастику.
Эти  упражнения   способствовали развитию основ произвольности психической регуляции у детей, помогали решать следующие задачи:
-фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций;
-подражательно воспроизводить чужие эмоции, фиксируя мышечные ощущения;
-повторно воспроизводить эмоции, контролируя ощущения.
Использование данных  методик способствовало формированию и развитию положительных эмоциональных состояний у детей, формирование у детей умений практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами) – средствами выражения эмоциональных состояний, а также созданию основы для формирования в дальнейшем адекватной самооценки ребенка.
Для выявления результатов работы над данной темой я совместно с психологом школы провела исследование. Надо сказать, что существует большое количество методов психологической диагностики эмоциональной сферы ребенка. Так, например, Л.П.Стрелкова предлагала выявить особенности эмоционального развития ребенка и оценить его эмоциональное состояние используя наблюдение, эксперимент и проектировочные рисуночные тесты. Мы же  использовали  методику Люшера.
Суть первого исследования состоит в том, что ребенку предлагают продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного мальчика (девочку).
На слайде вы видите сравнительную  таблицу  умения выражать эмоции детьми с использованием мимики, и пантомимики.
Анализ результатов исследования в начале учебного года показал, что основная масса детей испытывали  трудности при изображении с помощью жестов и пантомимики заданные виды эмоций.
На конец учебного года (2012г.) значительно возросло количество  детей, которые без особого затруднения выражали с помощью мимики и пантомимики  заданные им виды эмоций.
Можно сделать следующий вывод: результат исследования подтверждает  результативность проводимых мною мероприятий направленных на  формирование у детей умений практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами) — средствами выражения эмоциональных состояний;
Суть второго исследования заключалась в том, чтобы  изучить восприятие детьми графического изображения эмоций.
Ребенку предлагают карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления. Предъявляют их по одной с вопросом: «какое это лицо?»
Сравнительный анализ результатов исследования показал, что в конце учебного года возросло количество детей, которые без затруднения определяли графические изображения эмоций.
Делаем вывод:  полученные результаты исследования подтвердили  эффективность проводимых мною  занятий с детьми, направленных на опознание  эмоций с помощью графических изображений.
На следующем слайде вы можете видеть результаты психодиагностического исследования эмоционального фона детей, проведенного  по цветовому тесту М. Люшера. Исследование проводилось два раза в год и анализ результатов исследования показал, что в конце учебного года возросло количество детей, у которых преобладает положительный  (72%) и нормальный (22%) эмоциональный фон.   Количество детей с отрицательным эмоциональным фоном на конец учебного года снизилось.
 
Вывод: эти результаты исследования     подтверждают     результативность проводимых мною мероприятий.
Подводя итог нужно сказать следующее: Развитие эмоциональной сферы ребенка зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. По мере развития личности у ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности гармонию духовной жизни. Как я уже говорила родители и воспитатели должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника. Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а также стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношение к ним. В чем и заключалась моя работа.
 
Считаю, что мой опыт работы  помог мне  изучить эмоциональную сферу детей. Позволил разнообразить комплексную работу по коррекции эмоциональной сферы дошкольника и снять барьеры в общении.
Нужно отметить также, что главной составляющей  в своей работе   считаю работу с родителями. Любая профессиональная деятельность воспитателя может      дать хорошие результаты лишь в том случае, если родители детей являются его единомышленниками и принимают активное участие в жизнедеятельности группы, оказывают посильную помощь воспитателю в решении тех или иных вопросов. Преемственность в воспитании и обучении детей в детском саду и семье – непременное условие социально — эмоционального развития детей.
 
Свою работу с родителями строю по следующим правилам:
-родители активные участники всех  групповых и общегрупповых мероприятий;
- родители активные участники всех родительских собраний;
- родители активные помощники воспитателя во  всех
мероприятиях.
 
В перспективе работы по данной теме считаю нужным продолжить  работу с родителями, а точнее разработать программу, т.к. именно они являются помощниками и союзниками  в работе воспитателя.
Опытом работы по данной теме я уже делилась со своими коллегами на заседаниях МО, с родителями на родительских собраниях, с общественностью  на местном телевидении, на районном конкурсе «Воспитатель года 2012»Считаю, что данный опыт работы будет полезен в связи с актуальностью данной темы.

 

Скачать с портала >>

 

 

КОНКУРСЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ КОНКУРСЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ