Конкурсы для педагогов

Конкурсы федерального уровня для педагогов, учителей, воспитателей. Профильные и творческие конкурсы для педагогов, учителей. Диплом за два дня! Присоединяйтесь!

Конкурсы для школьников

Конкурсы для школьников, дошкольников, детей, подростков. Интересные творческие конкурсы. Федеральный уровень участия. Победителей много!

Обобщение опыта

Обобщение педагогического опыта + Свидетельство с отметкой о прохождении редакционной экспертизы. Умение формировать, обобщать и презентовать передовой педагогический опыт - важнейший показатель уровня компетентности педагога.

Развитие эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста

Вайсалова Юлия Владиславовна

 

Свое выступление я хочу начать со слов об эмоциях. Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении. Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходиться налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками. Поэтому девиз мой звучит так: « Мы на свет родились, чтобы радость дарить!».

 

Я хочу поделиться с Вами опытом работы  по теме  «Развитие эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста». Работая в дошкольном образовательном учреждении уже 21 год, столкнулась с одной из самых серьезных социальных проблем,  с которой наверняка сталкиваются многие мои коллеги -  это нарушение коммуникативных навыков и недостаточное развитие эмоциональной сферы детей. Я обратила внимание на то, что эмоциональной сфере ребенка, к сожалению, не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. А технологизация современной жизни, к сожалению, замыкает детей на компьютерах, телевизорах, отсюда серьезные трудности в общении с окружающими.

 

Начав работу по данной теме, я изучила методическую литературу. Особенно ценными для меня оказались справочник дошкольного психолога Г.А.Широковой, а также пособие для практических работников ДОУ Т.А.Данилина «В мире детских эмоций», я узнала, что   именно в дошкольный период особенно активно развиваются психические процессы у ребенка.  Отсюда мы видим и актуальность данной темы.

В своей  работе я поставила такую цель: обогащение эмоциональной сферы ребенка в процессе накопления жизненного опыта и знаний через взаимодействие и познание окружающего мира.
 
Задачи я поставила перед собой такие:
•  обучение детей пониманию себя и умению быть в мире «с собой»;
•  воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении;
• формирование и развитие положительных эмоциональных состояний у детей;
• формирование у детей умений практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами) – средствами выражения эмоциональных состояний;
• выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию и полноценному общению ребенка со сверстниками и взрослыми;
• создание основы для формирования в дальнейшем адекватной самооценки ребенка.
Механизм решения данной проблемы я видела в том, что в  качестве одних  из важных задач  воспитания  должны рассматриваться формирование:
- «умных» эмоций,
-коррекция   недостатков  эмоциональной     сферы.
Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны  не только специалисты психологи, но и педагоги, воспитатели, родители. Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таких занятий состоит в том, что  у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям.
Для этого  я использовала следующие методические средства:
-ролевые игры;
-психогимнастические игры;
-коммуникативные игры.
Своей находкой считаю реквизиты для игр, которые изготовила сама и с помощью родителей «коврики злости и радости», «уголок настроения», «подушка для битья» и др., которые использовала на своих занятиях. (остановиться на одном реквизите подробнее).
Надо отметить, что в психологии существует несколько классификаций эмоций. Одной из них, наиболее удобной является классификация К. Изарда, в основу которой положены фундаментальные эмоции: радость, удивление, гнев, отвращение, страх, интерес, горе, презрение, стыд, вина. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными. Этой классификации я и придерживалась в своей работе. А также в своей работе я  использовала эмоционально-символический метод Дж. Аллона в частности групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали и т.д.  Этот метод я реализовывала с помощью следующих упражнений:
-коммуникативные упражнения;
-игры-драматизации;
- дидактические игры;
- пальчиковую гимнастику.
Эти  упражнения   способствовали развитию основ произвольности психической регуляции у детей, помогали решать следующие задачи:
-фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций;
-подражательно воспроизводить чужие эмоции, фиксируя мышечные ощущения;
-повторно воспроизводить эмоции, контролируя ощущения.
Использование данных  методик способствовало формированию и развитию положительных эмоциональных состояний у детей, формирование у детей умений практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами) – средствами выражения эмоциональных состояний, а также созданию основы для формирования в дальнейшем адекватной самооценки ребенка.
Для выявления результатов работы над данной темой я совместно с психологом школы провела исследование. Надо сказать, что существует большое количество методов психологической диагностики эмоциональной сферы ребенка. Так, например, Л.П.Стрелкова предлагала выявить особенности эмоционального развития ребенка и оценить его эмоциональное состояние используя наблюдение, эксперимент и проектировочные рисуночные тесты. Мы же  использовали  методику Люшера.
Суть первого исследования состоит в том, что ребенку предлагают продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного мальчика (девочку).
На слайде вы видите сравнительную  таблицу  умения выражать эмоции детьми с использованием мимики, и пантомимики.
Анализ результатов исследования в начале учебного года показал, что основная масса детей испытывали  трудности при изображении с помощью жестов и пантомимики заданные виды эмоций.
На конец учебного года (2012г.) значительно возросло количество  детей, которые без особого затруднения выражали с помощью мимики и пантомимики  заданные им виды эмоций.
Можно сделать следующий вывод: результат исследования подтверждает  результативность проводимых мною мероприятий направленных на  формирование у детей умений практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами) — средствами выражения эмоциональных состояний;
Суть второго исследования заключалась в том, чтобы  изучить восприятие детьми графического изображения эмоций.
Ребенку предлагают карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления. Предъявляют их по одной с вопросом: «какое это лицо?»
Сравнительный анализ результатов исследования показал, что в конце учебного года возросло количество детей, которые без затруднения определяли графические изображения эмоций.
Делаем вывод:  полученные результаты исследования подтвердили  эффективность проводимых мною  занятий с детьми, направленных на опознание  эмоций с помощью графических изображений.
На следующем слайде вы можете видеть результаты психодиагностического исследования эмоционального фона детей, проведенного  по цветовому тесту М. Люшера. Исследование проводилось два раза в год и анализ результатов исследования показал, что в конце учебного года возросло количество детей, у которых преобладает положительный  (72%) и нормальный (22%) эмоциональный фон.   Количество детей с отрицательным эмоциональным фоном на конец учебного года снизилось.
 
Вывод: эти результаты исследования     подтверждают     результативность проводимых мною мероприятий.
Подводя итог нужно сказать следующее: Развитие эмоциональной сферы ребенка зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. По мере развития личности у ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности гармонию духовной жизни. Как я уже говорила родители и воспитатели должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника. Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а также стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношение к ним. В чем и заключалась моя работа.
 
Считаю, что мой опыт работы  помог мне  изучить эмоциональную сферу детей. Позволил разнообразить комплексную работу по коррекции эмоциональной сферы дошкольника и снять барьеры в общении.
Нужно отметить также, что главной составляющей  в своей работе   считаю работу с родителями. Любая профессиональная деятельность воспитателя может      дать хорошие результаты лишь в том случае, если родители детей являются его единомышленниками и принимают активное участие в жизнедеятельности группы, оказывают посильную помощь воспитателю в решении тех или иных вопросов. Преемственность в воспитании и обучении детей в детском саду и семье – непременное условие социально — эмоционального развития детей.
 
Свою работу с родителями строю по следующим правилам:
-родители активные участники всех  групповых и общегрупповых мероприятий;
- родители активные участники всех родительских собраний;
- родители активные помощники воспитателя во  всех
мероприятиях.
 
В перспективе работы по данной теме считаю нужным продолжить  работу с родителями, а точнее разработать программу, т.к. именно они являются помощниками и союзниками  в работе воспитателя.
Опытом работы по данной теме я уже делилась со своими коллегами на заседаниях МО, с родителями на родительских собраниях, с общественностью  на местном телевидении, на районном конкурсе «Воспитатель года 2012»Считаю, что данный опыт работы будет полезен в связи с актуальностью данной темы.

 

Скачать с портала >>

 

 

КОНКУРСЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ КОНКУРСЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ