«Музыка моего народа» как закономерность воспитания музыкальной культуры школьников
Чеповская Оксана Юрьевна
Аннотация
Обращение к народной педагогике, к музыкально-поэтическому творчеству / хороводы, за клички, колыбельные и т. д. / — это наши народные корни. Эта основа необходима в детстве, ибо из этой народной мудрости затем произрастёт мудрость человеческая, философская, мировоззренческая.
Ребёнок нынешнего поколения оторван от своих корней: он не слышит / или слышит очень мало / колыбельных песен, почти совсем утеряны традиции семейного музыцирования, наши дети постоянно сталкиваются с дурным вкусом во многих областях жизни. На них обрушивается благодаря средствам массовой информации мощная волна развлекательной музыки, и зачастую низкого качества. И даже в детском саду, кружке или в школе, где вроде бы начинается сознательный этап общения с музыкой, музыкальном искусством в высоком смысле этого слова, ребёнок либо становится в рамки стандартизированного обучения по строго очередным алгоритмам и штампам, переходящих из одного, пособия в другое, либо его втягивают в процесс тиражирования низкопробных образцов дурного вкуса. Не углубляясь в эту проблему, отметим, однако, что сознание наших детей деформируется, их слуховые представления о музыке делаются примитивнее, иногда даже и вульгарнее. Музыка часто превращается только в развлечение, теряя свой возвышенный этический и эстетический смысл. Поэтому я считаю, что поднятая в этой работе проблема очень актуальна на сегодняшний день.
Я считаю, что каждый преподаватель должен искать свои пути разрешения этой проблемы. Для того, чтобы народная музыка предстала перед учащимися как часть жизни народа, учитель должен понимать её специфику и дальнейшее её представление в профессиональной музыке.
Одной из важных задач воспитания на современном этапе является эстетическое воспитание активной, творческой личности, формирование духовного потенциала личности, начиная с младшего возраста. И средством формирования этих качеств, имеющим не приходящую ценность, является народное искусство и выросшая на ней композиторская музыка.
Основная цель, которую я преследую, занимаясь теоретической и практической работой, заключается в формировании более глубокого и осмысленного духовного мира себя и детей.