Преодоление нарушений письменной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Петрова Диана Ивановна
Аннотация
Известно, что одна из задач учителя начальных классов общеобразовательной школы научить ребенка читать и писать, т.е. письменной речи. Обучению письму в специальной (коррекционной) школеVIII вида уделяется большое внимание.
По данным М. Е. Хватцева, Д. И. Орловой, В. В. Воронковой, нарушения письма у школьников с интеллектуальной недостаточностью отмечаются значительно чаще, чем у детей с сохранным интеллектом. Поэтому овладение грамотным письмом дляшкольников с интеллектуальной недостаточностью представляет наиболее большие трудности, чем для детей с сохранным интеллектом. Об этом свидетельствуют и результаты научных исследований (М.Ф. Гнездилова, В.В. Воронковой, Е.Ф. Соботовича, Е.М. Гопиченко) и результаты моих исследованийкоторые показывают, что из 15-и учащихся 4 класса 53.3% составляют дети с нарушениями письменной речи. Таким образом, каждый второй ребёнок школьного возраста с нарушением интеллекта имеет те или иные речевые дефекты, препятствующие, в разной степени, успешному овладению ими грамотной письменной речи.
В начальных классах у некоторых детей можно наблюдать такие трудности в овладении письменной речью, как пропуск букв, их замена, искажение структуры слов.
Наиболее распространено у учащихся с нарушениями интеллекта фонематическое недоразвитие. Из их числа выделяются ученики, которые в силу грубого нарушения фонематического слуха на начальных этапах обучения почти не овладевают письмом. Только в отдельных случаях можно понять, написанное ими. Эти ученики испытывают значительные затруднения в звуковом анализе слов, в чтении и понимании смысла прочитанного.
Также учащиеся вследствие нарушенного произношения, недостаточного овладения четкой кинестетической схемой пишут так, как говорят. У многих детей трудности в обучении письму связаны с нарушением моторики. У них страдает и техника письма, и грамотность. Эти школьники имеют своеобразный почерк – сильный нажим, неровные буквы. Некоторые из них с трудом удерживают пальцами ручку, тратят много времени на то, чтобы подготовиться к работе, поэтому выполнить задание такого же объема, какой дается всем остальным ученикам, они не в состоянии. При письме моторные затруднения проявляется в сложном комплексе ошибок.
Учащихся с нарушением зрительного восприятия и пространственной ориентировки, прежде всего, затрудняются в запоминании образа буквы, в соблюдении строчки. В случаях грубого нарушения у них наблюдается зеркальное письмо.
Обычно ошибки в письменных работах возникают при органических речевых расстройствах, и проявляются на фоне глубокого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.