Использование краеведческого материала на уроках географии в проектной деятельности
Кабыш Лариса Георгиевна
Аннотация
Качества профессионального педагога принято описывать такими понятиями, как: квалификация, профессионально-педагогическая компетентность, педагогическая культура, педагогическое мастерство. Каждая из перечисленных характеристик предполагает владение технологиями.
Проектная деятельность на уроках – это один из видов новых технологий, который многие преподаватели применяют сегодня на уроках, в целях повышения интереса к своему предмету, а также для повышения активности познавательной деятельности учеников. Виды и формы, проектной деятельности, могут быть самыми разнообразными (см. презентацию), но для заинтересованности ребят, в получении информации по любой из тем, необходимо осознание и подтверждение или опровержение на конкретных примерах из окружающей действительности.
Тема по самообразованию у меня «Использование материала по краеведению на уроках географии». Отсюда возникла необходимость, изучаемые темы пропускать через проектную деятельность, используя краеведческий материал.
Главная цель моей работы на уроках — повысить интерес к изучению географии малой родины.
Основные задачи:
• развивать познавательный интерес к изучаемому материалу
• учить творчески подходить к разным проблемам
• учить собирать необходимую информацию, обрабатывать ее и грамотно излагать ее
• учить работать в коллективе
В проектной деятельности роль учителя является главной и направляющей.
На первом этапе главное это заинтересовать детей, затем объяснить, что для того чтобы что-то получить или узнать необходимо поработать, по принципу русской пословицы «Без труда — не выловишь рыбку из пруда». Затем начинаются трудовые будни, составление плана работы, сбор информации, обработка полученных данных. Работа рутинная, мало интересная, но в конце их ждет самый неожиданный результат.
Начинали мы работу по проектам целыми классами и первые темы были самые разные: например, с одними ребятами мы изучали грузонапряженность улиц нашего поселка, с целью привлечь внимание администрации района к состоянию улиц в районе нашей школы. Необходимо было просчитать количество перемещающихся машин по разным улицам, в разное время суток, затем построить графики и сравнить, но главный упор в этом проекте мы делали на то, что по нашим улицам движется еще порядка 1000 учеников в школу и обратно домой. Улицы были заасфальтированы. А в это время второй класс ходил по имеющимся предприятиям и собирал информацию по профессиям, которые востребованы в нашем селе.
Затем как учитель я поняла, что проекты можно и нужно использовать на уроках географии, но какие бы мы темы не затрагивали и не рассматривали, все должно опираться на краеведческий материал.
Проектов у меня много, хочу предложить проекты, которые мы сделали с учениками седьмого класса, А также проекты, разработанные ученицами 11 класса. Считаем, что темы затронутые в проектах очень актуальны и своевременны.